Российских рыбаков обяжут растаможивать суда в ЕАЭС

Минсельхоз разработал соответствующий законопроект
Юрий Смитюк / ТАСС

Минсельхоз планирует обязать рыбопромышленные компании провести растаможивание судов на территории ЕАЭС. Это следует из законопроекта, размещенного на сайте проектов нормативных актов. Без этой процедуры, которая предусматривает оплату владельцами судов 20% НДС и 5% госпошлины от стоимости каждой единицы флота, с 1 сентября 2023 г. перестанут выдавать разрешения на добычу водных ресурсов (из российской квоты во всем Мировом океане). Представитель Минсельхоза эту информацию подтвердил.

Новое требование затронет «практически все предприятия, осуществляющие морское рыболовство», говорится в письме Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры Русской рыбопромышленной компании, «Русского краба» и ГК «Норебо») заместителю министра сельского хозяйства Максиму Увайдову. Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников уточняет, что речь идет о судах, которые до сих пор не прошли процедуры декларирования и имеют иностранное происхождение. Они обслуживаются в зарубежных портах, а добытая в России рыба доставляется в отечественные порты транспортными кораблями после перегрузки в море.

Сколько у российских рыбаков иностранных судов, точно неизвестно (весь российский рыбопромышленный флот насчитывает порядка 1500 единиц). Но, по данным Росрыболовства, такой флот, не сменивший статус иностранного товара, традиционно ведет деятельность за пределами 12-мильной зоны, где добывается до 95% российской рыбы. По итогам прошлого года местные компании выловили более 5 млн т водных биоресурсов. Сенников также добавляет, что у таких судов для получения разрешения на добычу есть возможность выбора таможенной процедуры. К примеру, суда, которые редко заходят в российские порты и в территориальные воды нашей страны (те же 12 миль от берега), обычно используют процедуры, которые не требуют оплаты пошлины и НДС (временный ввоз, транзит, ремонт на таможенной территории). В АСРФ затруднились подсчитать, какой объем средств для отрасли потребуется на таможенное оформления судов для внутреннего потребления.

Собеседник «Ведомостей» в одной из рыбопромышленных компаний Cевера указывает, что предприятиям отрасли не выгодно заниматься полным таможенным декларированием, поскольку это приведет к существенным единоразовым затратам. В итоге АСРФ предлагает перенести вступление ограничений на 2034 г., с одновременным запретом добычи на судах, построенных не на территории России.

В сводном отчете к законопроекту Минсельхоза сказано, что принятие этого документа позволит создать равные условия для рыбаков, поскольку сейчас разрешения на добычу могут получать суда, сохраняющие статус иностранного товара. При этом само утверждение о наличии неравных конкурентных условий на рынке никак не обосновывается, указывает президент АСРФ Алексей Осинцев. Новые правила не только никак не решат вопрос с конкуренцией, но и не принесут дополнительных доходов государству, уверен Сенников. Большинство компаний, по его словам, возместят 20% НДС за счет экспортных поставок, так что в бюджет поступит лишь пошлина в 5%. Но для самой отрасли одномоментная потеря оборотных средств станет проблемой, уточняет Сенников.

Закон «О рыболовстве» и так запрещает добычу ресурсов с судов, принадлежащих иностранным лицам, так что дополнительные ограничения нецелесообразны и избыточны, пишет президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов в отзыве на проект замруководителя Росрыболовства Василия Соколова (копия есть в распоряжении «Ведомостей»).

Для оплаты пошлин и НДС необходимо будет подтвердить стоимость судов, но документы на них часто не сохраняются, а проведение экспертизы и возможные судебные разбирательства с оспариванием ее результатов могут спровоцировать простой флота и снижение объемов добычи ресурса, считает Осинцев. Сенников уверен, что сейчас российские рыбаки и так испытывают серьезное давление из-за санкций, многие инвестируют в отрасль через программу инвестквот. На их бизнес также влияет и рост налоговых ставок, что в конечном счете спровоцирует рост цен на продукцию для российских потребителей.

Представители Минсельхоза и Росрыболовства получение письма от АСРФ подтвердили, его взяли в работу. Позиция ассоциации поступила и в рабочую группу «регулярной гильотины» в сфере рыболовства, заявил ее сопредседатель Герман Зверев. По его словам, сам проект изменений в правила выдачи разрешений будет рассмотрен на заседании 16 февраля с участием представителей Минсельхоза и Росрыболовства. По итогам будет сформирована единая позиция рыбацкого сообщества.

Законопроект Минсельхоза учитывает новые реалии, говорит соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов. По его словам, из-за санкций российские суда не могут, как прежде, свободно заходить в часть портов иностранных стран, что означает ограничение их международного использования. Поэтому логично, что зарубежные суда российских компаний должны пройти соответствующее таможенное декларирование у себя в стране, считает эксперт.