Краболовы недовольны правилами создания новых заводов в рамках «квот под киль»

Но подавляющая часть инвестиций пойдет на строительство судов
Строительство судов в рамках второго этапа инвестквот планировалось начать уже в 2023 г., но сроки могут сдвинуть из-за непрекращающихся споров вокруг условий госпрограммы/ Юрий Смитюк / ТАСС

Предприятия на Дальнем Востоке фактически будут лишены возможности строить инфраструктурные объекты в портах по итогам крабовых аукционов в рамках второго этапа программы «квоты под киль» из-за новых требований. Об этом «Ведомостям» заявили в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ; входит 31 компания, на которую приходится четверть вылова морских биоресурсов в России).

В начале февраля 2023 г. на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru был опубликован разработанный Минсельхозом проект постановления правительства, содержащий требования к новым мощностям для переработки морских биоресурсов. В частности, они должны быть расположены не далее чем в 300 м от железнодорожных путей, иметь холодильное помещение вместимостью 25 000 т, а также имущественный комплекс по содержанию водных биоресурсов объемом не менее 200 т и контейнерную площадку не менее чем на 400 контейнеров.

Но не все требования реально выполнить. В частности, условие близости к железной дороге «невыполнимо для дальневосточных регионов», утверждает представитель АСРФ. По его словам, исключение могут составить только Находка и Владивосток в Приморье. А для предприятий Камчатки «вводится невыполнимое требование» (в крае нет железных дорог. – «Ведомости»), соглашается источник, близкий к Росрыболовству.

В случае принятия законопроекта инвесторы смогут выбрать объект для вложений – строить суда или инфраструктуру. «Но для предприятий Камчатки устанавливают дискриминационные условия, при которых они (в отличие от участников крабовых аукционов из других регионов) лишены права выбора инвестиционного объекта», – отмечает источник «Ведомостей».

Он указывает, что до проведения первого этапа крабовых аукционов в 2019 г. камчатские предприятия имели квоты на добычу порядка 17 900 т в год. При этом в рамках первого этапа условиям аукционов соответствовало лишь одно предприятие Камчатки, добавляет он. Сейчас, по данным Минсельхоза, в Камчатском крае квоты на промысел краба есть у восьми предприятий, их доля по объему вылова этого биоресурса на Дальнем Востоке составляет 13,9% (порядка 10 470 т в год), утверждает собеседник.

Источник «Ведомостей», близкий к РЖД, говорит, что порты в Приморье «практически все» подключены к железной дороге, хотя речь может идти о подъездных путях, а не о путях общего пользования на сети РЖД.

В пресс-службе правительства Камчатского края обещали предоставить комментарии позже. Спикер заксобрания региона Ирина Унтилова заявила «Ведомостям», что в крае «пока не сформировали позицию, намерены изучить мнение рынка».

Представитель Росрыболовства сказал, что речь в документе идет «об инфраструктурных объектах, которые планируется строить в портах, с которыми уже есть железнодорожное сообщение». «Требования к объектам разрабатываются исходя из предоставления равных возможностей для всех потенциальных участников программы», – подчеркнул он. Оба ведомства добавили, что итоговые требования «будут дополнительно прорабатываться».

Представитель ФАС заявил «Ведомостям», что проект постановления в ведомство не поступал. «Ведомости» также направили запросы в РЖД и Минтранс.

Источник «Ведомостей» в одной из крупных краболовных компаний уточняет, что на втором этапе «квот под киль» по крабам на торги выставят до 26 лотов. При этом под объекты инфраструктуры отдадут «не более двух» лотов на Дальнем Востоке и еще один в Северном бассейне, считает собеседник. Остальные, по его мнению, продадут под обязательства строительства судов-краболовов. Источник предполагает, что именно по этой причине требования к инфраструктурным объектам «прописывают под конкретные площадки, но не ясно, подстраиваются ли они под конкретных участников рынка».

Кто может стать основным выгодоприобретателем от таких жестких требований по увязке стройки с железнодорожной инфраструктурой, источники «Ведомостей» не говорят. Собеседник «Ведомостей» в одной из рыбопромышленных компаний предположил, что требование о строительстве объекта на расстоянии не более 300 м от железной дороги может соответствовать интересам компании «Антей», у которой есть планы по строительству в порту Мурманска. «Это требование единственное, которое вызывает у меня разумные сомнения. А если объект другого инвестора будет находиться в 500 м от железнодорожных путей?» – говорит источник.

Крабодобывающую компанию «Антей» контролирует приморский предприниматель Игорь Михнов. Летом 2020 г. «Интерфакс» сообщал, что в бизнес компании вошли топ-менеджер Тульского оружейного завода Валерий Даутов, член совета директоров Находкинского судоремонтного завода Андрей Гришин и бывший вице-губернатор Сахалинской области Аркадий Пинчевский. «Ведомости» направили запрос в «Антей».

Президент АСРФ Алексей Осинцев считает, что стимулировать развитие логистики и хранения биоресурсов нужно другими мерами. «Например, через режимы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, свободного порта Владивосток. Там, где необходимо, можно проработать такие механизмы, как льготные кредиты или компенсация части затрат инвесторов», – заключает он.

В пресс-службе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников заявили, что еще «формируют позицию» по проекту постановления. Представитель Минсельхоза сказал «Ведомостям», что документ подготовлен к отправке в органы исполнительной власти и сейчас проходит общественное обсуждение. На вопрос о целесообразности конкретных ограничений (включая удаленность от железной дороги) он не ответил.

Что такое «квоты под киль»

С 2017 г. 20% квот на вылов рыбы распределяется в России в рамках «квот под киль» (инвестквот). Инвестор берет на себя обязательство построить перерабатывающий завод в России или промысловое судно на отечественной верфи, а Росрыболовство за это выдает разрешение на вылов. В 2019 г. на аукционах в рамках этой программы было перераспределено на 15 лет и 50% квот на вылов краба. В рамках первого этапа заключены контракты на строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 судна-краболова в общей сложности на 270 млрд руб.
На втором этапе программы планируется перераспределить 24% квот на минтай и сельдь на Дальнем Востоке и 50% от общего объема добычи краба (как в ДФО, так и на севере страны). Планируется построить порядка 30 рыбопромысловых судов (из них 10 – для промысла минтая и сельди), 30 краболовов и 8 рыбоперерабатывающих комплексов на Дальнем Востоке.

Строительство судов в рамках второго этапа инвестквот планировалось начать уже в 2023 г., но сроки могут сдвинуть из-за непрекращающихся споров вокруг условий госпрограммы и изменения темпов работы верфей после введения антироссийских санкций.

В августе 2022 г., как писал «Интерфакс», против принятия закона о втором этапе инвестквот выступали власти Камчатки. Унтилова оценивала тогда потери предприятий рыбной отрасли края в 180 млрд руб. и прогнозировала разорение малых и средних предприятий в регионе. Также о создании «заведомо невыполнимых» условий для отдельных регионов еще на первом этапе инвестквот говорила в октябре 2022 г. председатель заксобрания Хабаровского края Ирина Зикунова.

Старший консультант SBS Consulting Антон Крупин считает, что строительство перерабатывающих мощностей на территории Камчатского края «вряд ли будет являться приоритетом» для промысловых компаний в связи с его географической удаленностью как от внутренних, так и от экспортных рынков (Японии, Южной Кореи). Он подчеркивает, что долгосрочный рыночный тренд – экспорт живого краба, что делает строительство переработки нецелесообразным. Наиболее логичным выглядит строительство заводов по переработке краба на юге Сахалина, в Приморском и Хабаровском крае, добавляет эксперт.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что проект будет дорабатываться «с учетом интересов регионов» Дальнего Востока.