Ассортимент бытовой химии и средств гигиены у ритейлеров сократился на 16%

В этом сегменте было много иностранных брендов, место которых активно занимают российские
Снижение числа товаров бытовой химии и средств гигиены опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют тем, что эти категории у ритейлеров были представлены в основном иностранными брендами/ Андрей Гордеев / Ведомости

Наибольшее снижение ассортимента в российских торговых сетях зафиксировано в категории «непродовольственные товары», следует из отчета аналитической компании NielsenIQ. Данный сегмент, по ее данным, просел на 16,2%. Категория включает в себя бытовую химию, средства по уходу за собой, для гигиены и проч. Еще на 8% уменьшилось число детских товаров, на 3,8% – товаров для животных.

Абсолютные цифры NielsenIQ не раскрывает. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает весь рынок непродовольственных товаров (правда, с учетом онлайна) в 21,5 трлн руб. По его словам, сегмент действительно просел в натуральном выражении на 11,1%, но в деньгах за прошлый год вырос на 2,7%. Представители крупнейших торговых сетей – X5 Group, «Вкусвилла», «Азбуки вкуса», «Ашана» и «О’кей» – на запросы «Ведомостей» не ответили. В «Ленте» сообщили, что ассортимент у компании не сокращается, за исключением «некоторых категорий непродовольственных товаров». Деталей они не раскрыли.

Снижение числа товаров бытовой химии и средств гигиены опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют тем, что эти категории у ритейлеров были представлены в основном иностранными брендами, многие из которых после начала СВО приняли решение уйти из России.

Страну покинула, к примеру, Henkel (косметика и бытовая химия под брендами Schwarzkopf, Syoss, Fa, Persil), а Johnson & Johnson перестала поставлять товары, кроме тех, что производят локально, напоминает глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. По ее словам, есть большие проблемы с поставками краски для волос из-за ухода Wellа, Londa и Estel. С ее выводами согласен и академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» НИУ ВШЭ Александр Лебедев.

Он также связывает ситуацию с существенным сокращением импортных поставок. Но он добавляет, что ассортимент сократился у всех ключевых категорий товаров. По его словам, из-за проблем с отдельными компонентами, а также для снижения себестоимости производства многие компании уменьшили выпуск отдельных продуктов. А параллельный импорт лишь частично решает задачу поддержания ассортимента и не может являться панацеей, подчеркивает Лебедев. Он также говорит, что потенциал снижения ассортимента еще не исчерпан, эта тенденция может продолжиться и в текущем году.

Число непродовольственных товаров на полках магазинов сократилось еще и в связи с активным развитием онлайн-торговли. Целый ряд игроков этого сегмента, которые торгуют своими товарами в том числе через дарксторы, переводят часть своего ассортимента в онлайн, поэтому число товаров там увеличивается, говорит Бурмистров. В качестве примера он приводит сети «Метро», «Ашан», «Лента» и «Вкусвилл». 

Для решения проблемы с ассортиментом отсутствующих брендов многие ритейлеры начали продавать товары под собственными торговыми марками (СТМ). В частности, об этом говорит представитель «Метро». В «Магните» доля СТМ за прошлый год выросла в целом на 27%, а в непродовольственном сегменте – на 35%, говорит представитель этой сети. Большую ставку на собственные торговые марки делают и в «Ленте», продажи такой продукции опережают динамику по известным брендам практически во всех категориях, сообщили в компании. 

Что касается продовольственных товаров, то, по данным NielsenIQ, ассортимент в этом сегменте на полках ритейлеров за прошлый год сократился на 6,9%. С учетом онлайна снижение было меньше – 1,5%, по данным «Infoline-аналитики». При этом в денежном выражении данная категория выросла на 13,4% до 21,03 трлн руб.