Россия в 2022 году на 70% увеличила выпуск гражданских вертолетов

Рост произошел за счет экспортных контрактов, поясняют эксперты
Росстат, вероятно, дает данные о производстве гражданских типов воздушных судов – Ми-8 и Ми-171, Ми-26Т и легких вертолетов «Ансат»/ Максим Стулов / Ведомости

В 2022 г. российские предприятия выпустили 185 гражданских вертолетов, это в 1,7 раза больше, чем годом ранее, когда было произведено 108 бортов. Об этом сообщил «Ведомостям» представитель Росстата. Он уточнил, что данные «формируются на основании отчетности авиапредприятий».

Аналогичные цифры по производству вертолетов за 2022 г. приводятся в презентации Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) «Состояние ключевых сегментов транспортного комплекса России по итогам 2022 г.» (есть у «Ведомостей»).

В холдинге «Вертолеты России» (входит в «Ростех») не ответили на запрос. Представитель «Ростеха» заявил «Ведомостям», что в госкорпорации «не знакомы с методологией Росстата», данных по выпуску вертолетов он тоже не предоставил. «Ведомости» также направили запрос в Минпромторг.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил, что Росстат, вероятно, дает данные о производстве гражданских типов воздушных судов – Ми-8 и Ми-171, Ми-26Т и легких вертолетов «Ансат». Такие вертолеты поставляются не только российским коммерческим эксплуатантам, но и за рубеж, добавил он. На сайте «Вертолетов России» сообщается, что холдинг также выпускает гражданские многоцелевые вертолеты Ка-226 и Ка-32А11ВС.

Вертолеты Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 в прошлом году, по словам Пантелеева, направлялись как в авиакомпании, так и госзаказчикам. Например, были поставки Ми-8МТВ-1 для МЧС и ФБУ «Авиалесоохрана», добавил он.

Источник «Ведомостей» на одном из вертолетостроительных заводов предположил, что в статистику Росстата попали в том числе и машины, которые «подпадают под так называемый пограничный гособоронзаказ», т. е. собранные для МЧС и специального летного отряда «Россия».

Рост производства гражданских вертолетов в 2022 г. мог быть достигнут за счет увеличения поставок входящих в «Вертолеты России» Казанского вертолетного завода (КВЗ) для нужд санитарной авиации и Улан-Удэнского авиазавода в рамках экспортных контрактов, сказал «Ведомостям» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Вероятно, в цифру, зафиксированную Росстатом, входит также «некоторое количество» вертолетов, произведенных для нужд МЧС, подтверждает он.

Зампредседателя правления Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) Александр Калачев считает, что рост выпуска вертолетов преимущественно был обеспечен за счет экспортных контрактов. «Нельзя сказать, что в 2022 г. резко обозначился внутренний спрос на гражданские вертолеты со стороны эксплуатантов», – сказал он «Ведомостям».

В июле 2022 г. структуры «Ростеха» «Рособоронэкспорт» и «Вертолеты России» заключили контракт на поставку иностранному заказчику партии модернизированных вертолетов Ми-171Е, сообщала госкорпорация. Сколько будет поставлено вертолетов, не уточнялось. В релизе лишь сообщалось, что в 2022 г. объем уже поставленных иностранным заказчикам российских вертолетов по линии «Рособоронэкспорта» «преодолел показатель в 30 млрд руб.».

Большинство из экспортированных машин произведены на Улан-Удэнском авиазаводе, наибольшим спросом пользовались Ми-171Ш и Ми-171Е, уточнял гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов говорил тогда, что объем заказов «Рособоронэкспорта» на вертолеты превышает 200 млрд руб. и «в ближайшие годы будет расти».

В феврале 2022 г. гендиректор «Вертолетов России» Николай Колесов в интервью газете «Бизнес онлайн» сообщал о планах холдинга по итогам года собрать 311 вертолетов всех типов (гражданских и военных). В частности, Арсеньевская авиационная компания (ААК) «Прогресс» должна была произвести 20 вертолетов, Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП) – 10, ростовский «Роствертол» – 60, КВЗ и Улан-Удэнский авиазавод – 111 и 110 соответственно.

Что такое «Вертолеты России»

Холдинг «Ростеха» – единственный разработчик и производитель вертолетов в стране. Основные производственные предприятия – КВЗ, «Роствертол», Улан-Удэнский авиазавод, ААК «Прогресс» и КумАПП. «Вертолеты России» с 2015 г. под санкциями США, а с 2022 г. – ЕС. Выпущенные холдингом машины эксплуатируются более чем в 100 странах, следует из данных на сайте холдинга.

Колесов уточнял, что КВЗ должен был передать 111 вертолетов «10 заказчикам». Речь шла о 58 Ми-8/17, 41 «Ансате» и 12 Ми-38. Топ-менеджер говорил, что большая часть машин «пойдет на внутренний рынок». А 23 января 2023 г. глава Татарстана Рустам Минниханов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным доложил, что в 2022 г. КВЗ произвел 106 вертолетов.

Запрос «Ведомостей» о том, выполнены ли планы по выпуску вертолетов за 2022 г., в «Ростехе» и «Вертолетах России» оставили без ответа.

15 февраля 2023 г. пресс-служба «Ростеха» сообщила о заключении договора на поставку «Вертолетами России» ГТЛК 86 вертолетов типа Ми-8 в универсальной транспортной комплектации, которые должны быть переданы заказчику в 2023–2025 гг.

Из последних доступных отчетностей холдинга по МСФО следует, что выручка «Вертолетов России» с 2017 по 2020 г. включительно снижалась. В 2017 г. она составила 228 млрд руб., в 2018 г. – 188,5 млрд руб., в 2019 г. – 161,5 млрд руб., в 2020 г. – 146,2 млрд руб. В 2018 г. в холдинге разработали программу обновления российского вертолетного парка. Предполагалось заменить все машины старше 25 лет, запустив программу trade-in и льготные лизинговые программы. Но до сих пор окончательного решения по ней не принято.

Осенью 2021 г. гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский перешел в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха», где возглавил корпорацию «Иркут». Его прежний пост занял Колесов, экс-глава концерна «Радиоэлектронные технологии» (также входит в «Ростех»). За первое полугодие 2021 г. выручка «Вертолетов России» по МСФО (неаудированные данные) составила 76,1 млрд руб. В отчете по итогам 2020 г. сообщалось, что твердый портфель заказов холдинга на конец года составлял 502 вертолета в общей сложности на 570 млрд руб.

Более свежие данные о деятельности «Вертолетов России» и дочерних организаций закрыты по постановлению правительства РФ № 351 от марта 2022 г., которое позволяет эмитентам «частично или полностью» не раскрывать корпоративную информацию до 1 июля 2023 г.

Сохранится ли в 2023 г. производство гражданских вертолетов на уровне предыдущего года, по мнению Калачева, в первую очередь будет зависеть от «внешнеполитических факторов». По его словам, Россия на рынке подержанной авиатехники «всегда чувствовала себя свободно», поскольку российские вертолеты «хорошего качества и продаются по оптимальной цене». «Но наши бывшие партнеры [из недружественных стран] ухитряются возникнуть даже там, где их никто не ждал, например в Индонезии и Бангладеш», – добавил Калачев. По его мнению, если не введут новые санкции, то спрос на отечественные вертолеты за рубежом сохранится, а их выпуск останется на уровне 2022 г. «или даже возрастет».