Производители картофеля предложили ограничить его импорт

Высокий урожай привел к проблемам со сбытом
Евгений Разумный / Ведомости

Отечественные производители картофеля столкнулись с проблемой сбыта продукции – по их словам, на складах сейчас рекордные для этого времени года запасы картошки. Данный вопрос обсуждался на совещании в Минсельхозе 17 февраля, рассказали «Ведомостям» два его участника. Факт проведения совещания подтвердил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.

На нем прозвучало предложение временно ограничить импорт этого овоща в РФ, рассказали источники «Ведомостей». По их словам, эта мера была предложена Картофельным союзом. Представитель этой организации отказался комментировать данный вопрос. Представитель Минсельхоза подтвердил факт проведения совещания. По его словам, в ведомстве готовы рассмотреть предложение об ограничении импорта после поступления обоснованной инициативы. Представитель министерства подчеркнул, что стимулирование производства российских овощей будет продолжено.

Основная причина проблемы сбыта картофеля – высокий урожай, что спровоцировало снижение цен в оптовом секторе, рассказывает участник совещания. По информации Минсельхоза, в 2022 г. валовой сбор этого овоща вырос на 4,3% в сравнении с предыдущим годом – до 18,7 млн т, а цены на начало февраля год к году в оптовом секторе упали на 37,3% до 17,2 руб. за 1 кг. Аграрии, напротив, ожидали роста стоимости, для чего придерживали картофель и не реализовывали его на рынке. Это привело к тому, что на складах хранится от 40 до 60% урожая отдельных хозяйств, уверяет источник в одной из компаний.

Снижение спроса со стороны ритейлеров объясняется и тем, что сети при закупке отдают предпочтение импортной продукции ввиду ее более привлекательного внешнего вида, считает зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов. Есть риск, что российские производители не смогут продать урожай, поэтому примерно 25% запасов придется утилизировать, говорит сотрудник одного из производителей овощей. Это спровоцирует сокращение посевов в 2023 г. и снижение будущего урожая, продолжает Леонов.

Проблему со сбытом картофеля подтверждает представитель компании «Авангард» (специализируется на растениеводстве и животноводстве в Рязанской области). По его словам, ситуация вызвана и высокой наценкой со стороны ритейлеров, что приводит к снижению интереса у потребителей. При продаже с хозяйства в сезон уборки картофеля по цене 10–12 руб. за 1 кг в федеральных сетях он сейчас продается по цене около 35 руб.

Представитель сети «Магнит» заявил, что объем закупки не снижался, поскольку фиксируется рост продаж картофеля в феврале на 15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом в «Магните» отмечают падение стоимости овоща начиная с июля 2022 г. и связывают это с хорошим урожаем.

В «Ленте» продажи не выросли, несмотря на то что цена на полке ниже на 40–50% уровня прошлого года, заверил представитель ритейлера.

Спрос на картофель и другие корнеплоды стабилен, он находится на уровне прошлогодней динамики, утверждает Караваев.

Решить проблему на совещании в Минсельхозе Картофельный союз предлагал в том числе за счет формирования партий картофеля разного размера в сетках по 2,5 кг для всех сетей, говорится в сообщении ассоциации. В настоящий момент не все сети идут на приемку картофеля разного размера в сетках – многие настаивают на том, чтобы в сетках были только калиброванные корнеплоды одного размера.

Суммарная доля импортного картофеля находится в пределах 10% от всего продаваемого в РФ, говорит Караваев. По его словам, высокий сезон импортной картошки – с февраля по июнь, ее доля сокращается по мере созревания урожая. Основная доля картофеля в сети сейчас представлена российскими производителями, импортный же занимает минимальную долю, подтверждает представитель «Магнита».

От внешних поставок идет молодой картофель, которого в феврале – марте в России практически нет, и заставлять граждан есть урожай прошлого года в этой ситуации неправильно, считает собеседник в одной из компаний-поставщиков.