Россия в январе в несколько раз нарастила поставки мазута Турции, Индии и КНР
Аналитики видят потенциал для дальнейшего увеличения экспорта в Азию и АфрикуТурция, Индия и Китай в январе увеличили импорт мазута из России в несколько раз. Это следует из данных аналитического агентства Kpler, с которыми ознакомились «Ведомости».
В январе 2023 г. Индия нарастила закупки мазута из России почти в 4 раза к тому же месяцу прошлого года до 114 500 барр./сутки. Крупнейшим импортером российского мазута в январе стал Китай, увеличивший поставки в 5,3 раза к январю 2022 г. до 200 000 барр./сутки. 3-е место среди импортеров заняла Турция: в январе поставки мазута из РФ в эту страну впервые превысили 100 000 барр./сутки. В годовом выражении импорт Турции увеличился в 4 раза до 113 700 барр./сутки.
Но в феврале 2023 г. ситуация снова изменилась: с 4-го на 1-е место поднялись ОАЭ. Поставки в эту страну мазута из РФ за 1–20 февраля составили 203 000 барр./сутки против 20 200 барр./сутки за весь февраль 2022 г., т. е. увеличились более чем в 10 раз. При этом Китай за тот же период февраля импортировал из России 147 000 барр./сутки мазута, Индия – 130 700 барр./сутки, а Турция – 85 500 барр./сутки.
Аналитики Kpler поясняют, что российские нефтяники еще летом 2022 г. начали перенаправлять мазут в Азию, где крупнейшим покупателем по итогам прошлого года стала Индия. В начале 2023 г., по данным Kpler, Китай опережал Индию по объемам закупок.
Управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова поясняет, что наращивание экспорта мазута в Китай, Индию и Турцию перед введением ЕС эмбарго на российские нефтепродукты «связано с его дешевизной» (цены она не приводит). Частные НПЗ в Китае закупают мазут, по ее словам, поскольку на него в отличие от нефти не установлены государством квоты на импорт. По мнению эксперта, крупнейшие покупатели российского мазута ввозят его для дальнейшей переработки (НПЗ могут использовать мазут как сырье для производства более легких нефтепродуктов. – «Ведомости»).
Мазут также используется в качестве топлива на электростанциях, добавляет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Но, по данным аналитического центра Ember, доля ТЭС на мазуте в общей выработке в Китае, Индии и Турции невелика и составляет всего 0,14, 0,13 и 0,65% соответственно.
Мазут перенаправляется в страны, не поддержавшие антироссийские санкции. 5 февраля 2023 г. вступили в силу эмбарго ЕС на морские поставки и потолок цен на нефтепродукты. Ограничение установлено на уровне $100/барр. для более дорогих видов топлива (дизтопливо, бензин) и $45/барр. – для более дешевых (мазут, нафта).
Мазут и дизтопливо в 2021 г. были основными видами топлива, которые экспортировала Россия (данных по 2022 г. в открытом доступе нет). Тогда за границу ушло 146 млн т нефтепродуктов, из которых 40 млн т (27,4%) пришлось на дизтопливо, а 60 млн т (41,1%) – на мазут и другие темные нефтепродукты. По данным ЦДУ ТЭК, за 11 месяцев 2022 г. 80% произведенного в России мазута, или 29,5 млн т, было поставлено за границу, уточняет Родионов.
Крупнейшим рынком сбыта для России была Европа: по данным Российского энергетического агентства Минэнерго, в 2021 г. в ЕС было поставлено 91 млн т российских нефтепродуктов, доля европейского рынка составила в общем объеме экспорта продуктов переработки 62%. Крупнейшими покупателями российского мазута были США (259 200 барр./сутки в январе 2021 г.) и Нидерланды (176 500 барр./сутки). Меньшие объемы мазута закупали некоторые страны ЕС, среди которых Испания (86 800 барр./сутки), Италия (55 800 барр./сутки), Эстония (36 300 барр./сутки). Также мазут из РФ в январе 2021 г. активно покупали Малайзия (32 400 барр./сутки) и Сингапур (58 200 барр./сутки).
В феврале 2023 г. вице-премьер РФ Александр Новак объявил, что Россия добровольно сократит добычу нефти в марте 2023 г. на 500 000 барр./сутки. Источники говорили «Ведомостям», что снижение будет достигнуто благодаря снижению объемов нефтепереработки и экспорта нефтепродуктов («Ведомости» писали об этом 17 февраля).
Из дружественных стран, не присоединившихся к санкциям, только Турция сейчас закупает относительно большие объемы российского дизтоплива. В декабре – январе, по данным Kpler, поставки выросли до 200 000 барр./сутки (динамику агентство не приводит). Китай, продолжают аналитики, предпочитает закупать в России мазут и газойль для дальнейшей переработки на своих заводах, а дизель и бензин почти не приобретает.
Поставкам дизеля в Индию мешала высокая экспортная пошлина в $12/барр., которая делала реэкспорт этого топлива невыгодным, добавляют аналитики Kpler. Но уже 15 февраля 2023 г. она была снижена в 6 раз до $2/барр. Это «может способствовать наращиванию поставок российского дизеля на индийский рынок», говорится в отчете.
Крылова видит потенциал для дальнейшего наращивания экспорта мазута из России. «У импортеров есть возможность купить дешевое сырье, переработать его и получить товар с высокой добавленной стоимостью», – поясняет эксперт. По ее мнению, Индия и Китай будут лидировать по импорту мазута из РФ.
Родионов добавляет, что Россия диверсифицирует поставки нефтепродуктов: в январе 2023 г. 28% экспорта (746 000 барр./сутки) приходилось на восемь стран, которые в 2022 г. не входили даже в двадцатку крупнейших импортеров российского топлива, – это ОАЭ, Индия, Китай, Марокко, Египет, Гана, Сенегал и Тунис.