В Приморье построят крупнейший «сухой порт» в России

Компания бывшего топ-менеджера РЖД вложит в проект более 15 млрд рублей
«Сухой порт» в Артеме позволит разгрузить морской порт Владивостока/ Евгений Разумный / Ведомости

Компания «Фининвест» Александра Кахидзе к осени 2024 г. планирует ввести в эксплуатацию самый большой в стране «сухой порт» (логистический комплекс, не связанный с погрузкой и разгрузкой судов) для обработки контейнеров в Приморском крае. Об этом 28 февраля сообщила пресс-служба правительства региона.

По итогам реализации проекта объемы перевозки контейнеров увеличатся с 3000 до 5000 т, заявил губернатор Приморья Олег Кожемяко, слова которого приводятся в релизе. «Инвестиции в проект составят более 15 млрд руб., будет создано около 550 новых рабочих мест. По словам инвесторов, транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Артем» («сухой порт») является высокотехнологичным комплексом, состоящим из современной железнодорожной, терминальной, складской и таможенной инфраструктуры. Его запуск запланирован на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в сентябре 2024 г.», – отметил Кожемяко.

Гендиректор и собственник «Фининвеста» Александр Кахидзе пообещал грузовладельцам «логистический сервис, соответствующий мировым стандартам» (его слова также приводятся в релизе). Тыловой терминал, по словам Кахидзе, будет обслуживать нарастающие импортные, экспортные и транзитные контейнерные грузопотоки через порты и погранпереходы Дальнего Востока.

Кахидзе в 2004–2006 гг., по данным РБК, занимал должность начальника управления РЖД по таможенно-брокерской деятельности. В 2006–2007 гг. был советником вице-президента РЖД по коммерческим вопросам и логистике, в 2011 г. стал заместителем гендиректора АНО «Дирекция Московского транспортного узла», а в 2015 г. возглавил его.

Владельцем «Фининвеста» Кахидзе стал в 2019 г., компания инвестирует в строительство ТЛЦ. В 2018 г. «Фининвест» запустил ТЛЦ «Электроугли» в Московской области, в прошлом году – «Уральский» в Екатеринбурге. В 2021 г. инвестор планировал запустить ТЛЦ под Новосибирском за 5 млрд руб., но сроки реализации проекта сдвинулись. В ноябре 2022 г. компания сообщила о планах по созданию контейнерного терминала за 5 млрд руб. в Ховрине на севере Москвы.

«РЖД – один из участников создания ТЛЦ «Артем» в рамках ведомственного проекта «Формирование сети ТЛЦ» на территории Приморского края», – сказал «Ведомостям» представитель РЖД. Он напомнил, что соответствующее соглашение подписано 6 сентября 2022 г. на полях ВЭФа.

«Сухой порт» в Артеме, по словам представителя РЖД, станет крупным опорным ТЛЦ региона. Он позволит увеличить перерабатывающую способность морских портов за счет вывода в тыловую зону операций, не связанных непосредственно с перевалкой с морского транспорта, снизить логистические издержки, повысить скорость переработки контейнеров в Дальневосточном регионе.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс РФ и правительство Приморского края.

В связи с расширением торговли со странами Востока значительно выросла нагрузка на порты Дальнего Востока и на железную дорогу, констатирует ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов. «Рост нагрузки на инфраструктуру требует ее расширения, поэтому строительство ТЛЦ «Артем» в районе железнодорожной станции Артем-Приморский – 2 логично. Проект позволит ускорить движение всех видов грузов на сети железных дорог, оптимизировать работу дальневосточных портов за счет вывода в тыловой терминал части операций», – полагает эксперт.

Он напомнил, что, по данным РЖД, в январе 2023 г. по сети компании во всех видах сообщения перевезено 571 500 TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера), груженых и порожних, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Во внутрироссийском сообщении было отправлено 218 600 TEU (+7,1%). Заявленный суточный объем проекта в 7000 контейнеров можно считать большим, отмечает Баранов.

Во время совещания членов правительства с президентом РФ Владимиром Путиным в начале года, посвященного вывозу контейнеров с Дальнего Востока, министр транспорта Виталий Савельев сообщил, что сейчас «задействовано 17 тыловых терминалов».

«Ранее сообщалось о создании тыловых [портовых] терминалов в Иркутске, Новосибирске, осенью 2022 г. был запущен ТЛЦ «Уральский» в Екатеринбурге. Число таких объектов в стране растет. Это позволит увеличить перевозку контейнеров, но потребуется некоторое время на достижение равновесия между спросом и предложением таких услуг», – добавил Баранов.

«Сухой порт» в Артеме позволит разгрузить морской порт Владивостока, добавил президент «НИЦ перевозок и инфраструктуры» Павел Иванкин. «После разгрузки пришедшего в порт судна и доставки груза в тыловой терминал в нем можно проводить основные логистические операции: растаможивание, его перетарку, пересортировку или выдачу конечному получателю. Это позволяет снять часть нагрузки с морского порта и обеспечить его стабильное функционирование в пиковые периоды или в случае форс-мажоров», – пояснил эксперт.

Обработка 7000 контейнеров в сутки, по словам Иванкина, позволит обеспечить стабильную работу «сухого порта» «в непиковые периоды». «Сегодня под Владивостоком и Находкой работает уже несколько тыловых терминалов. Но, судя по заявленной мощности, «Артем» должен стать главным из них», – отметил Иванкин.

Эксперт добавил, что «исторически» Приморье ориентировано на строительство экспортных угольных терминалов. «Но в последние годы предпринимаются шаги к тому, чтобы сделать их универсальными и обрабатывать не только привычные для них грузы, но и контейнеры. После коллапса в порту Владивостока в 2022 г., когда резко увеличился наплыв контейнеров, потребность в тыловых терминалах стала очевидной», – подытожил эксперт.

Проблемы с вывозом контейнеров с морских терминалов на российском Дальнем Востоке начались летом 2022 г. («Ведомости» писали об этом 23 августа, 20 октября, 17 ноября 2022 г.). Грузы, ранее уходившие на экспорт через порты Северо-Запада, в прошлом году были перенаправлены в страны Азии через порты восточной части страны. РЖД выделила дополнительные поезда и разрешила операторам перевозить контейнеры в полувагонах.