В аэропорту Красноярска создадут центр обслуживания отечественных самолетов

Он будет обслуживать местную и региональную авиацию
реализация проекта позволит повысить качество послепродажного обслуживания самолетов «Байкал» (на фото) и «Ладога»/ Минпромторг

В рамках Красноярского экономического форума (КЭФ) 2 марта 2023 г. Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) подпишет соглашение с правительством Красноярского края и красноярским международным аэропортом («Аэропорт Емельяново») о создании центра послепродажного обслуживания (ЦППО) отечественных воздушных судов (ВС). Об этом «Ведомостям» сообщил представитель минтранса Красноярского края.

Он пояснил, что соглашение будет заключено «в связи с возрастающей потребностью развития авиастроительной и транспортной отраслей» в стране. То, что такое соглашение планируется подписать в рамках КЭФа, подтвердил представитель УЗГА. Он добавил, что предприятие как разработчик и производитель самолетов ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога» примет активное участие в создании ЦППО, склада запчастей и в подготовке персонала. По его словам, реализация проекта позволит повысить качество послепродажного обслуживания самолетов «Байкал» и «Ладога».

«На данной стадии конкретные показатели, такие как структура владения, объем инвестиций, количество занятых и т. д., еще не определены», – подчеркнул представитель УЗГА. Услуги ЦППО, по его мнению, будут востребованы перевозчиками Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс и Минпромторг России.

Согласно принятой в июне 2022 г. госпрограмме развития авиаотрасли, российские предприятия должны произвести 1036 самолетов для нужд гражданской авиации до 2030 г. В это число входят 140 единиц ТВРС-44 «Ладога», 178 самолетов Л-410 и 154 «Байкала». «Байкал» должен получить сертификат типа до конца 2023 г., выход на сертификацию самолета «Ладога» планируется в 2024 г.

Проект строительства ЦППО, по словам представителя минтранса Красноярского края, реализуется правительством региона и компанией «ЭРА групп» (объединяет «Аэропорт Емельяново», «ЭРА Терминал», «ЭРА Карго», а также «Аэропорт Абакан», следует из данных «СПАРК-Интерфакса»). 50% «ЭРА групп» принадлежит «Красфингрупп», которая принадлежит кипрской Bercino Investments Ltd. Кому принадлежат еще 50%, неизвестно. Ранее этой долей владел «Союз-инвест» россиянина Евгения Лядова.

С августа 2015 г. по январь 2022 г. «Красфингрупп» возглавлял Алексей Васильченко, бывший руководитель входившего в «Базэл» Олега Дерипаски «Базэл аэро» (ныне «Аэродинамика»). Сейчас компанию возглавляет, по данным «СПАРК-Интерфакса», Андрей Метцлер (Бояркин).

Чем занимается УЗГА

Уральский завод гражданской авиации до недавнего времени вел мелкосерийный выпуск чешского регионального самолета L-410. Но после начала СВО на Украине переключился на проекты, связанные с созданием легкого многоцелевого самолета «Байкал» и турбовинтового регионального самолета «Ладога». Они могут заменить на местных линиях советские Ан-2 и региональные Ан-24/26. Собственников УЗГА не раскрывает. По данным отчетности предприятия по МСФО, выручка УЗГА в 2021 г. составила 34,7 млрд руб., чистая прибыль – 452 млн руб.

Помощь и координацию по строительству инфраструктуры «Аэропорта Емельяново» осуществляла компания «Терминал Емельяново», сейчас принадлежащая «En+ туристическая инфраструктура» (структура En+ Group, основанная Олегом Дерипаской). Доля предпринимателя в En+ составляет 44,9%, следует из отчетности группы по МСФО за первое полугодие 2022 г.

Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов подчеркивает, что сейчас сложно оценить стоимость ЦППО, «не обладая внутренней информацией» по проекту. Эксперт пояснил, что мало оценить стоимость возведения ангара. «Это еще вопрос оборудования, найма и обучения людей», – отметил он.

Саму идею создания центра параллельно с налаживанием массового выпуска отечественных ВС в стране эксперт считает правильной. «Рынок Сибирского федерального округа (СФО) достаточно большой. В СФО обслуживается на местных линиях 138 населенных пунктов», – добавляет Борисов. В регионе используются самолеты L-410, Ан-24 и Ан-26, ATR 42 и ATR 72, а также вертолеты Ми-8.

Представитель красноярского минтранса добавляет, что планы по созданию ЦППО синхронизированы с задачами авиакомпании «Красавиа» по обновлению парка самолетов «Байкал» и «Ладога». Представитель авиакомпании подтвердил «Ведомостям» планы «в ближайшем будущем» начать эксплуатацию «Ладоги». Важно иметь техобслуживание «в непосредственной близости» от места базирования ВС, добавил он. Парк «Красавиа» состоит из 50 ВС, сообщили в пресс-службе авиакомпании. Это самолеты Ан-24/26, ATR 42-500, ATR 72, L-410, Як-42, а также вертолеты семейства Ми-8.

В августе 2022 г. «Красавиа» и УЗГА подписали предварительный договор на поставку 10 «Байкалов». На КЭФе будет подписано соглашение о поставке 20 самолетов «Ладога», утверждает источник «Ведомостей», близкий к УЗГА.

Для авиакомпаний «критически важно» иметь возможность проводить техобслуживание на минимальном удалении от операционных баз, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В этом случае перегоны ВС на ремонт будут занимать минимум времени. Значительная часть парка – порядка сотни бортов – будет эксплуатироваться от Урала до Забайкалья. Еще больше «Байкалов» рассчитывает эксплуатировать дальневосточная авиакомпания «Аврора». Размещение ЦППО в Красноярске он называет «логичным», в том числе из-за проекта по развитию на базе аэропорта Красноярска особой экономической зоны.

Представитель краевого минтранса напоминает, что в аэропорту уже реализован ряд крупных инфраструктурных проектов: построен новый пассажирский терминал, проведена реконструкция терминала для обслуживания пассажиров бизнес-класса и официальных делегаций, в 2021 г. введена в эксплуатацию магистральная рулежная дорожка. Сейчас идут работы по реконструкции перрона ВС и площадки перронной механизации, запланирована реконструкция ангарного комплекса.

В подготовке статьи участвовала Галина Казакулова