Производители спецтехники просят сдвинуть сроки обязательной локализации прицепов

Иначе они не смогут претендовать на субсидии и другие меры господдержки
Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация «Спецавтопром» (входит более 80 предприятий, выпускающих самоходную, специальную и дорожно-строительную технику) попросила вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова перенести сроки достижения обязательного для получения госсубсидий уровня локализации прицепной техники. Письмо с таким предложением было направлено в Минпромторг 8 февраля 2023 г. через главу комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга («Справедливая Россия»). «Ведомости» ознакомились с копией документа.

«Спецавтопром» в письме указывает, что из-за недостаточного объема компонентной базы отечественного производства большая часть производителей прицепов не сможет достичь требуемых государством значений по локализации техники.

«Минпромторг вместе с отраслевым сообществом прорабатывает данную инициативу», – сказал «Ведомостям» представитель министерства. Он добавил, что в случае необходимости «будут приняты соответствующие решения».

Уровень локализации прицепной техники в России привязан к системе, в которой за использование комплектующих отечественного производства компания получает определенное количество баллов. Впервые балльная система оценки локализации была введена в 2019 г. для легковых автомобилей, годом позже – для сельхозтехники. В 2021 г. баллы стали получать производители спецтехники, в том числе прицепов, а также судостроители.

Сейчас за использование колесных дисков отечественного производства начисляется 2 балла, за шины – 4 балла, приводит пример «Спецавтопром» в письме. Затем вычисляется процент локализации исходя из максимального количества баллов, которые может набрать производитель.

Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев объясняет, что привязка процентов к баллам существует из-за разнообразия прицепной техники и, как следствие, больших различий в количестве и видах комплектующих для нее. По словам Кудрявцева, самое большое количество баллов – около 140 – могут получить производители прицепов-бензовозов. Иными словами, для каждого вида прицепной техники предусмотрено свое максимальное количество баллов.

Как указывает ассоциация, объем российских комплектующих для производителей прицепной техники на 2021–2022 гг. был установлен на уровне 30% от максимально возможного количества баллов за них. С 1 января 2023 г. он должен составлять 50%, с начала 2024 г. – 70%, с 2026 г. – 80%.

Кудрявцев отмечает, что сейчас 50% локализации компании достигают «в единичных случаях». Недостижение процентного показателя будет означать, что она не сможет участвовать в госзакупках, а также претендовать на субсидии и программы господдержки спроса (например, на льготный лизинг. – «Ведомости»), поясняет он.

Ассоциация в письме, по сути, предлагает сдвинуть сроки локализации, чтобы до конца 2023 г. можно было получать господдержку за достижение 30% от максимального количества баллов за российские компоненты. С 2024 г. – за достижение 50% этого показателя, с 2026 г. – 70%, с 2028 г. – 80%.

Наибольшие сложности наблюдаются с отечественными осями, элементами гидравлической системы, шторными механизмами, холодильными установками, элементами тормозных систем, перечисляет ассоциация в письме Мантурову. При этом, как говорит Кудрявцев, за использование российских осей можно получить 25 баллов – это наибольший показатель среди комплектующих. Холодильная установка в России совсем не производится («Ведомости» писали об этом 22 февраля).

Перенос сроков локализации необходим, считает финансовый директор производителя полуприцепов «Грюнвальд» Наталья Валькова. Поскольку балльная система привязана к субсидиям, в случае недостижения нужного уровня локализации прицепной техники предприятиям придется повышать цены на продукцию, указывает она. «С учетом резкого увеличения ставок утилизационного сбора (взимается в бюджет с каждой единицы произведенной или ввезенной техники. – «Ведомости») получение субсидий особенно нужно предприятиям», – заключила топ-менеджер.

Директор производителя прицепов «ТТМ центр» Александр Кудинов также согласен с предложениями «Спецавтопрома». По его словам, большая часть комплектующих, за которые начисляются баллы, производится в России в недостаточном для рынка количестве, а некоторые позиции «отсутствуют вовсе».

«Возможность переноса сроков необходимого уровня локализации даст достаточное количество времени для производства российских компонентов», – пояснил Кудинов «Ведомостям». В противном случае производителям придется увеличивать цены на продукцию из-за привязки локализации к субсидиям, добавил он.

Ранее производители прицепов просили премьера Михаила Мишустина выделить в 2023 г. дополнительно 10 млрд руб. субсидий для компенсации утильсбора («Ведомости» писали об этом 13 февраля). Ставки утильсбора на прицепы выросли в 6 раз с начала 2023 г. Объем производства прицепов и полуприцепов в текущем году, по оценкам «Спецавтопрома», составит более 20 000 единиц (+5%).

Руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский считает, что с учетом «всех шоков», которые испытала отрасль, перенос сроков выглядит логичным. По его словам, сильно сократились возможности трансфера технологий, что ведет к необходимости разработки собственных, которые надо протестировать и наладить. Эксперт допускает возможность дальнейшего роста локализации отечественных прицепов до 80%. «В России сформированы определенные условия для развития производства, например гранты на разработку конструкторской документации», – поясняет Бабанский.

В текущей ситуации снижение требований по локализации выглядит разумным решением, соглашается независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. Производители компонентов, напоминает он, столкнулись с беспрецедентным давлением из-за нарушения цепочек поставок. «Ситуация с локализацией остается сложной, поскольку недостаточный объем спроса на внутреннем рынке не позволяет широко развернуть производство компонентов», – добавляет Шапошников.