Авиакомпании России возобновляют полеты в Китай на фоне ковидных послаблений

S7 запланировала первый полет в КНР на конец мая, а «Россия» – на июнь
Гавриил Григоров / ТАСС

В 2023 г. не менее семи российских авиакомпаний начнут или возобновят полеты в Китай либо увеличат количество рейсов в эту страну. В частности, 27 мая S7 возобновит прямые регулярные рейсы из Иркутска в Пекин и из Новосибирска в Урумчи, следует из сообщения компании от 13 марта. Летом к ним планирует присоединиться и дочерняя авиакомпания группы «Аэрофлот» «Россия», говорят два источника «Ведомостей» – близкий к Минтрансу и в одной из авиакомпаний.

S7 будет летать в КНР на Boeing 737-800 в компоновке на 168 пассажиров в эконом-классе, сообщает компания. «Россия», как говорят собеседники «Ведомостей», собирается поставит на рейсы в КНР российские SSJ100. Полеты будут осуществляться из Владивостока (в Пекин, Шанхай, Харбин, Чанчунь и Яньцзи), Красноярска (в Пекин, Урумчи и Сицзяо) и Иркутска (в Пекин, Сицзяо, Харбин, Шэньян и Дуншэн). Первым об этом написал Telegram-канал «Кухня Аэрофлота». По его данным, полеты начнутся в июне. «Ведомости» направили запрос в авиакомпанию «Россия».

«Ираэро», которая уже летает из Иркутска в Харбин, расширит географию за счет полетов в Пекин, сказал «Ведомостям» ее гендиректор Юрий Лапин. Ранее компания получила допуск для полетов в Санью. Гендиректор «Якутия» Андрей Винокуров сообщил «Ведомостям», что перевозчик собирается начать летать из Якутска в Харбин на SSJ 100.

В феврале авиакомпания «Азимут» сообщала, что получила допуск к полетам из Минеральных Вод в Пекин. «Аврора» возобновила полеты в Китай в январе 2023 г. Тогда же гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский говорил, что количество рейсов в различные города Китая может увеличиться с трех до семи в неделю.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс и Росавиацию.

Процедура первоначальной сертификации для полетов в Китай сложна из-за требуемого объема документов, объясняет собеседник «Ведомостей» в одном из перевозчиков. Она выглядит следующим образом: сначала авиакомпания должна подать заявку в российский Минтранс и после ее утверждения получить от ведомства назначение на полеты в КНР по конкретным маршрутам.

После этого информация уходит в Главное управление гражданской авиации Китая (ГУГАК), а авиакомпания начинает стандартную процедуру получения разрешения на выполнение рейсов по этому маршруту уже от китайской стороны, продолжает источник. В заявке среди прочего должно быть указано количество воздушных судов (ВС), их тип и бортовые номера. Процедура рассмотрения занимает до 120 дней, пояснил собеседник «Ведомостей». По его словам, в период пандемии все документы были аннулированы, но тем, кто летал в Китай до ковида, проще пройти процедуру повторно.

Власти КНР в начале января 2023 г. отменили несколько действовавших с 2020 г. антиковидных ограничений, в том числе обязательный централизованный карантин и ПЦР-тестирование по прибытии из-за границы.

В конце февраля российский Минтранс заявил, что в этом году ожидает кратного увеличения авиарейсов в Китай и количества перевезенных пассажиров между странами. «Этому будет способствовать снятие ограничений на пересечение границы китайской стороной, ранее введенных из-за пандемии коронавируса, а также восстановление процедуры организации безвизовых поездок групп туристов», – поясняло ведомство.

У российских авиакомпаний есть 182 самолета иностранного производства, в том числе дальнемагистральных, у которых нет ограничений и правовых рисков для международных перелетов, подчеркивали в Минтрансе. Число этих самолетов продолжает расти за счет выкупа ВС у иностранных собственников и их перевода в национальный реестр.

Авиационные власти КНР не допускают в свое воздушное пространство самолеты с двойной регистрацией, поэтому возможности российской стороны будут ограничены лайнерами отечественного производства и самолетами, исключенными из реестров третьих стран, отметил исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. В том числе для полетов в Китай можно использовать имеющиеся у российских эксплуатантов примерно 170 SSJ100, пояснил он.

«Китайское направление привлекательно. Но это далеко не единственное международное направление, востребованное российскими путешественниками. Гораздо больше туристов выбирают Турцию, зимой популярен Египет», – отметил Пантелеев. Поэтому авиакомпании будут выбирать, на каком из международных рынков выгоднее использовать доступные провозные емкости, резюмировал эксперт.

Согласно исследованиям Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2019 г. Китай занимал 4-е место в списке самых посещаемых стран мира. Российские авиакомпании перевезли в 2019 г. на рейсах между Китаем и Россией, по разным данным, от 2,4 млн до 2,9 млн пассажиров. По этому показателю Китай входил в топ-10 наиболее популярных стран для российских авиакомпаний.

Восстановление этого потока в большей степени зависит от того, в каком количестве китайцы полетят в Россию, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, в допандемийный период был большой дисбаланс в сторону туристов из Китая в Россию, нежели наоборот. «В определенный период китайские авиационные власти даже субсидировали иностранных – в том числе российских – авиаперевозчиков, так как не хватало собственных мощностей», – отмечает эксперт.