Международный арбитраж принял иск «Нафтогаза Украины» к «Газпрому»

Решение арбитров может быть политизированным, полагают эксперты
DANIL SHAMKIN / NurPhoto via AFP

Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (МТП) принял к рассмотрению иск «Нафтогаза Украины» к «Газпрому», в котором украинская сторона требует обязать российскую компанию в полной мере оплатить транзит газа. Это следует из отчетности «Газпрома» по РСБУ за 2022 г., опубликованной 16 марта.

В отчетности отмечается, что иск был подан 16 сентября 2022 г. «Нафтогаз» требует «оплаты неоказанных услуг по соглашению <...> об оказании услуги по организации транспортировки природного газа через территорию Украины от 30 декабря 2019 г.».

Бывший председатель правления «Нафтогаза» Юрий Витренко (занимал пост до ноября 2022 г.) ранее пояснял, что иск касается недоплаты «Газпрома» за забронированные для транзита мощности газотранспортной системы (ГТС) Украины. По мнению «Нафтогаза», «Газпром» недоплачивает за мощности, которые для него доступны. Финансовые требования не уточнялись.

По действующему контракту с «Нафтогазом» «Газпром» с 2021 г. должен ежегодно транспортировать через украинскую ГТС по 40 млрд куб. м газа (примерно 109,5 млн куб. м/сутки) в рамках условия «качай или плати». По условиям соглашения «Газпром» должен платить за транзит примерно $1,25 млрд в год. Подписанный в конце 2019 г. транзитный контракт истекает в 2024 г.

Но в мае 2022 г. на фоне СВО транзит газа по украинской ГТС резко упал. Тогда Киев отказался принимать заявки на прокачку топлива через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка» в Ростовской области, откуда газ поступает на территорию ЛНР. Транспортировка осуществляется только через ГИС «Суджа» в Курской области, откуда топливо идет в подконтрольную Украине Сумскую область. В начале мая 2022 г. «Газпром» экспортировал транзитом через Украину 92–99 млн куб. м газа/сутки, после блокировки заявок на ГИС «Сохрановка» суточная прокачка упала более чем вдвое до 41–43 млн куб. м.

Официальных данных по транзиту через Украину за 2022 г. пока нет. В 2021 г. прокачка сократилась почти на 30% по сравнению с уровнем 2020 г. до 40 млрд куб. м, говорил в декабре 2021 г. занимавший тогда пост гендиректора «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

В отчете «Газпрома» отмечается, что компания 27 сентября 2022 г. направила в секретариат МТП и «Нафтогаз» письма с возражениями в части компетенции арбитража рассматривать требования украинской компании «ввиду коренного изменения обстоятельств». Но 15 февраля 2023 г. «Газпром» получил уведомление от секретариата о решении международного арбитража разрешить рассмотрение дела по существу арбитражным трибуналом. Информация о формировании состава арбитражного трибунала пока отсутствует, говорится в отчете.

«Газпром» в финансовой отчетности также сообщил о ряде других международных судебных разбирательств. Помимо исков финской Gasum, о котором компания сообщала ранее, различные требования к «Газпрому» предъявили итальянская Eni, французская Engie, польская PGNiG (с ноября 2022 г. – PKN Orlen) и немецкая RWE.

Eni 20 мая 2022 г. сообщала «Газпрому» о начале арбитражного разбирательства в отношении порядка расчетов за газ. Весной 2022 г. президент России Владимир Путин из-за заморозки золотовалютных активов ЦБ за рубежом в рамках антироссийских санкций подписал указ о переводе расчетов за газ в национальную валюту. Слушания по иску итальянской компании должны пройти 13–17 мая 2024 г.

Иск Engie касается пересмотра цены на российский газ и был инициирован еще 26 января 2022 г., уточняет «Газпром». Слушания должны пройти 18–23 марта 2024 г.

PGNiG 31 марта 2022 г. сообщала о начале арбитражного разбирательства для взыскания процентов на сумму ретроактивной выплаты, осуществленной «Газпромом» по решению арбитража от 30 марта 2020 г. Тогда арбитраж пересмотрел цену на российский газ для Польши и обязал «Газпром» вернуть PGNiG $1,5 млрд.

RWE 3 ноября 2022 г. инициировала два арбитражных разбирательства в Международном арбитражном суде МТП по контракту на поставку газа от 30 января 2020 г. и по рамочному соглашению о продаже газа от 27 февраля 2019 г. Детали исков не уточняются.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет, что украинская сторона требует от «Газпрома» перенаправления транзитных объемов газа, которые ранее перекачивались через ГИС «Сохрановка», на ГИС «Суджа» (и оплату этих объемов). «Но «Газпром» заявлял, что он технологически не имеет такой возможности, так как ранее оптимизировал российскую ГТС, т. е. разобрал лишние трубы», – говорит эксперт. Он также напоминает, что, по мнению «Газпрома», украинская сторона нарушает условия транзитного договора в части распределения объемов газа.

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин отмечает, что арбитражное разбирательство может продлиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Шансы «Газпрома», по его мнению, будут зависеть от условий контракта и доказательств наличия или отсутствия нарушений с его стороны. Юрист при этом не считает, что ключевую роль в решение арбитража могут сыграть политические факторы. «Такое влияние может негативно сказаться на репутации самого суда», – поясняет он.

Юшков возражает, что стокгольмский арбитраж в 2017–2018 гг. вынес политизированные решения по двум спорам между компаниями и поэтому в новом договоре могли быть прописаны разбирательства не в Стокгольме, а в арбитраже МТП. Управляющий партнер юридической фирмы BMS Алексей Матюхов считает, что решение арбитража «в той или иной мере будет политически ангажировано».

Специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова отмечает, что по российскому законодательству «Газпром» как подсанкционное лицо может перенести спор на рассмотрение российских арбитражных судов. По ее словам, за рубежом, в недружественной юрисдикции полноценность защиты интересов российских компаний, в особенности подсанкционных, сейчас под вопросом.

Даже если международный арбитраж вынесет решение в пользу «Нафтогаза», шансы истца на признание и приведение в исполнение этого решения на территории России сводятся к нулю, считает Винокурова. Матюхов поясняет, что в этом случае будет инициировано взыскание активов «Газпрома» в других юрисдикциях.