Росавиации не хватает 9 млрд рублей на малые региональные аэропорты

Невысокий пассажиропоток не позволяет им выходить на рентабельность
Александр Рюмин / ТАСС

Федеральному агентству воздушного транспорта (ФАВТ; Росавиация) не хватает бюджетных средств на поддержание и развитие малых региональных аэропортов на Дальнем Востоке и в регионах Крайнего Севера. Об этом говорится в докладе об итогах работы агентства в 2022 г. и основных задачах на 2023 г., с которыми ознакомились «Ведомости».

«В программах деятельности, представленных федеральными казенными предприятиями (ФКП) на 2023 г., прослеживается явный дефицит средств: потребность для обеспечения функционирования аэропортов и посадочных площадок, входящих в состав ФКП, больше, чем действующий уровень субсидии», – говорится в докладе.

По оценке Росавиации, в ближайшие три года (2023–2025 гг.) «для поддержания материально-технической базы ФКП, сохранения транспортной сети в труднодоступных регионах и обеспечения авиационной и транспортной безопасности» дополнительно требуется 9,27 млрд руб. бюджетных средств.

Расходы связаны с реорганизацией (присоединение новых аэропортов к действующим ФКП и создание новых филиалов), инвестиционными расходами (закупка техники и модульных зданий), капремонтом, выплатой зарплат и отчислений из фонда оплаты труда.

В документе отмечается, что ФАВТ ежегодно направляет в Минфин заявку об увеличении бюджетных субсидий на содержание ФКП, «но не находит поддержки».

Представитель Минфина уточнил «Ведомостям», что в 2023–2025 гг. законом о федеральном бюджете предусмотрены субсидии на ФКП в размере 4,1 млрд руб. в год. Там добавили, что министерство «не определяет объем субсидий на конкретный год», а сумма субсидий определяется как разница между доходами и расходами.

Таким образом, из доклада Росавиации следует, что для полноценного развития и включения в ФКП новых малых аэропортов необходимо увеличить их ежегодное финансирование почти в 2 раза – с 4,1 млрд до 7,19 млрд руб.

В Росавиации и Минтрансе не ответили на запросы «Ведомостей».

Правительство России с 2007 г. объединило 81 аэропорт и посадочную площадку (ПП) в семь ФКП. По информации на сайте ФАВТ, регулятор управляет семью ФКП: «Аэропорты Севера» (включает аэропорты в Якутии и Магаданской области), «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Красноярья», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорт Амдерма» и «Аэропорт Кызыл». Причем только «Аэропорты Севера» управляют 33 малыми аэропортами и ПП.

Тема развития региональных перевозок обсуждается на федеральном уровне как минимум с конца 2017 г., причем оценки объема федерального финансирования противоречивы. В 2017 г. полпред президента в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев, комментируя срыв реконструкции дальневосточных аэропортов, обвинил Минтранс в некомпетентности. Чиновник указал на то, что в 2013 г. из 106 млрд руб. более 64 млрд не было освоено. А в 2019 г. «Известия» со ссылкой на доклад ассоциации «Аэропорт» писали, что ежегодно с начала 2000-х гг. малым аэропортам не хватает финансирования на 70–75 млрд руб. В результате износ основных фондов у них достигает 80%, а средний уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями не превышает 60%.

Главный эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что федеральным органам власти необходимо расширять работу подконтрольных ФКП, включая в них новые малые аэропорты. По его оценкам, в России сегодня несколько десятков аэропортов и аэродромов, нуждающихся в федеральном финансировании. «Пассажиропоток этих аэропортов исключает саму возможность их коммерческой рентабельности. Но они необходимы как связующее – подчас безальтернативное – звено в обеспечении транспортной доступности отдаленных районов страны», – говорит эксперт.

По оценкам гендиректора ассоциации «Аэропорт» Виктора Горбачева, в среднем каждый аэропорт, входящий в ассоциацию и находящийся в структуре ФКП, обслуживает от 7000 до 15 000 пассажиров в год. В 2017 г. малые аэропорты, входящие в семь ФКП, совокупно обслужили порядка 787 000 пассажиров, писал «Коммерсантъ» в сентябре 2018 г. Актуальную информацию по пассажиропотоку ФКП и Росавиация не раскрывают.

Система местных авиалиний в отсутствие федерального финансирования деградирует: часть взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием приходит в негодность, давно устарели аэровокзалы, тогда как аэропорты, вошедшие в состав ФКП Росавиации, активно восстанавливаются, добавил Борисов.

«Малым предприятиям хватает средств на поддержание текущего состояния и на оплату труда сотрудников, но не хватает на развитие», – говорит Горбачев. При этом даже в случае существенного превышения расходов над доходами эти предприятия, по его словам, нельзя обанкротить.

Управляющий партнер Центра по работе с проблемными активами Зоя Галеева подтверждает, что Гражданский кодекс не предусматривает возможности банкротства ФКП. «Российская Федерация, как собственник имущества казенного предприятия, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности его имущества», – поясняет юрист. По ее словам, при возникновения просроченной задолженности ФКП его кредитор может удовлетворить свои требования за счет средств федерального бюджета.