Экспорт стальных полуфабрикатов из России в Китай сократился втрое

Металлурги предпочли продажи на более выгодных направлениях
Андрей Гордеев / Ведомости

Россия сократила экспорт стальных полуфабрикатов в январе – феврале 2023 г. в Китай в 3 раза год к году до 96 200 т, а в денежном выражении – в 5 раз до $46,37 млн. Это следует из данных статистики Главного таможенного управления Китая, с которыми ознакомились «Ведомости».

В 2022 г. Россия увеличила экспорт стальных полуфабрикатов в Китай в 3 раза до 2,3 млн т, на столько же вырос вывоз и в денежном выражении – до $1,34 млрд («Ведомости» писали об этом 23 января 2023 г.). Пик поставок в 2022 г. пришелся на июль – октябрь, когда вывозилось от 252 000 до 464 000 т в месяц. Но уже в ноябре поставок не было вообще, а в декабре в Китай ушло лишь 40 100 т.

Основная товарная позиция в поставках в КНР за прошлый год – сляб, который нужен для выпуска плоского стального проката. В данных также фигурирует квадратная заготовка для производства сортового проката (арматура, проволока).

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие металлургические компании – «Северсталь», НЛМК, ММК и Evraz.

В марте 2022 г. ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. Вскоре российские сталелитейщики заявили, что из-за западных санкций им необходимо перенаправить 4 млн т продукции на восток. Всего в 2021 г. Россия экспортировала 30,5 млн т такой продукции.

Исполнительный директор ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупную черную металлургию) Алексей Сентюрин подтверждал в конце мая 2022 г., что компании нарастили поставки в Китай (об этом сообщал РБК). Но чтобы закрепиться на азиатских рынках, сталеварам пришлось давать большие скидки, а из-за сильного рубля и возросшей транспортной составляющей в расходах экспортировать ее подчас в убыток. Фактические контракты на экспорт слябов заключались с дисконтом $250 (около 30%) за 1 т к публикуемым котировкам, говорил Сентюрин.

«В плане экспорта металлурги ведут себя гибко и прагматично, так что потоки перераспределяются исходя из рентабельности направлений», – объясняет динамику поставок в Китай за январь – февраль 2023 г. источник в металлургической компании. Он напоминает, что экспорт в Китай был нерентабелен в отдельные периоды прежде всего из-за высоких логистических затрат. «Поэтому производители искали другие возможности», – заключает собеседник.

Как отмечает международный трейдер, Китай намного менее привлекателен для российских экспортеров в последние месяцы. Доставка в Азию сложна из-за загруженности Восточного полигона РЖД (БАМ и Транссиб) и дальневосточных портов, напоминает он. При этом себестоимость у металлургов растет и оплачивать дорогой фрахт проблематично, отмечает трейдер.

«Поэтому производители предпочитают продавать на домашнем рынке, где цены значительно увеличились в последние месяц-полтора, и на ближайших экспортных направлениях (в первую очередь в Турции, где цены резко выросли после землетрясения). Правда, во второй половине марта началась коррекция», – заключает собеседник.

Как напоминает директор по развитию отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence (MMI) Илья Коломеец, цены на стальную продукцию взлетели в марте 2022 г., после чего снижались до октября. Затем котировки как стальных полуфабрикатов, так и готовой стальной продукции перешли к росту, но увеличение было неравномерным, поясняет эксперт.

По данным MMI, с начала ноября 2022 г. до второй половины марта 2023 г. средняя цена на импортный сляб в КНР выросла на 33% до $551 за 1 т на базисе CFR («доставка до порта») Китай. В это же время котировки на экспорт сляба из России по всем направлениям увеличились на 54% до $654 за 1 т FOB («погрузка на судно») Черное море. А цена на российский экспортный горячекатаный рулон (намного более маржинальный продукт) выросла на 32,5% до $717 за 1 т на базисе FOB Черное море.

По подсчетам агентства, стоимость морского фрахта до Китая может достигать $85 за 1 т. В то же время доставка в Турцию – а это крупнейшее экспортное направление по плоскому прокату из России – может варьироваться, но в любом случае дешевле, чем в КНР, отмечает Коломеец. «В итоге российские металлурги предпочли Китаю поставки сляба на другие экспортные направления, а также поставки плоского проката в Турцию и страны СНГ», – заключает эксперт.

Аналитик «Финама» Алексей Калачев соглашается, что cокращение экспорта в Китай может говорить о том, что металлургам удалось найти более выгодные рынки. Китай – это сложный рынок для экспорта стали, отмечает эксперт. Он напоминает, что КНР сама выплавляет более 50% мирового объема стали. «Так что продвигать здесь сталь можно только с серьезным дисконтом, что не очень выгодно, если учесть длинное и дорогое транспортное плечо», – отмечает Калачев.

Рост поставок летом прошлого года, возможно, даже иногда в убыток мог быть вызван острой необходимостью, чтобы избежать затоваривания после введения эмбарго ЕС на российскую сталь, напоминает Калачев. Сейчас же ценовая ситуация улучшается, а производители адаптируются, подчеркивает он. Эксперт не ожидает, что Китай «будет в обозримой перспективе очень весомым для наших сталелитейных компаний».

Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов указывает на то, что снижение поставок в Китай может быть связано с ростом цен на российский сляб с начала года. «В результате этого местные покупатели могут воздерживаться от покупок, используя запасы, приобретенные по более низким ценам ранее», – поясняет аналитик.

В целом Красноженов ожидает, что Китай продолжит наращивать импорт российских стальных полуфабрикатов. «Российские стальные компании остаются одними из самых конкурентоспособных в мире с учетом высокого уровня эффективной вертикальной интеграции и ослабления рубля, так что при наличии спроса смогут довозить металл до местных покупателей», – заключает Красноженов.