ЕС хочет ввести инструмент для локальной блокировки СПГ из России
Реализация этих мер на практике сейчас маловероятна, считают экспертыМинистры энергетики стран Евросоюза одобрили предоставление государствам – членам союза права вводить запрет на импорт сжиженного природного газа (СПГ) из России без введения новых санкций. Об этом заявила 28 марта еврокомиссар по энергетике эстонка Кадри Симсон по итогам заседания Совета ЕС по энергетике.
«Я приветствую добавление Советом ЕС положения, которое дает странам Евросоюза возможности временно ограничивать мощности для [поставок] газа, включая СПГ, из России», – сказала она (цитата по «РИА Новости»).
Ранее 28 марта агентство Bloomberg со ссылкой на проект документа к заседанию министров энергетики стран ЕС сообщило, что государства, входящие в союз, смогут временно вводить запрет на резервирование мощностей инфраструктуры для импорта СПГ из России. Инициаторами этой меры выступают Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Инициативу также должен одобрить Европарламент.
Сейчас прямых запретов на поставку российского газа в ЕС в рамках 10 введенных пакетов санкций нет. Но отдельные страны Европы в инициативном порядке решили отказаться от российского СПГ. Например, не входящая в ЕС Великобритания решила сделать это с января 2023 г. Германия также хочет отказаться от сжиженного газа из РФ, сообщало Bloomberg со ссылкой на правительственный документ ФРГ, не указывая сроков. В марте 2023 г. агентство со ссылкой на источники рассказывало, что правительство Испании – одного из крупнейших импортеров СПГ из России – направило письма в компании страны с просьбой не заключать новые соглашения о поставках российского газа.
9 марта 2023 г. Симсон уже призывала страны ЕС отказаться от поставок российского СПГ. Тогда она предложила не перезаключать контракты на импорт газа с Россией после завершения срока их действия.
По данным Минэнерго РФ, экспорт СПГ из России в 2022 г. вырос на 7,8% к уровню 2021 г. до 45,7 млрд куб. м. По оценке консалтинговой компании Б1 (бывшая EY в России), доля Европы, включая Великобританию, в экспорте СПГ из России в 2022 г. составила 50,5% (22,3 млрд из 44,2 млрд куб. м) против 46,3% годом ранее. Поставки СПГ из России в страны ЕС и Великобританию по итогам прошлого года увеличились почти на 19%.
Крупнейшими импортерами российского СПГ в Европе, по данным Б1, в прошлом году были Франция – 7,9 млрд куб. м (увеличила импорт на 44% к уровню 2021 г.), Бельгия – 6 млрд куб. м (рост в 2,3 раза), Испания – 5 млрд куб. м (+44%) и Нидерланды – 2,4 млрд куб. м (-18%). Также в 2022 г. импортировали российский СПГ Великобритания (до марта), Португалия, Италия, Греция и Литва, но в январе 2023 г., по данным Б1, поставок в эти страны не было.
Руководитель Московского энергетического центра Б1 Ольга Белоглазова отмечает, что в январе – феврале 2023 г. продолжилась тенденция роста поставок СПГ из России в Испанию и Францию. «Испания за два месяца увеличила закупки в 3 раза, Бельгия – в 1,6 раза», – поясняет она. Франция при этом сократила импорт на 33%.
Россия, по данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), занимала в 2021 г. 4-е место в мире по объемам экспорта после Австралии (78,5 млн т), Катара, (77 млн т) и США (67 млн т). В России работает два крупнотоннажных СПГ-завода – «Ямал СПГ» (прогноз выпуска по итогам 2022 г. – 29 млрд куб. м) «Новатэка» и «Сахалин-2» (15,87 млрд куб. м в 2022 г.) «Газпрома». Также на конец 2021 г. в России действовало 17 малотоннажных СПГ-заводов общей производительностью 342 млн куб. м и среднетоннажный завод «Криогаз Высоцк» (СП «Новатэка» и Газпромбанка) на 910,8 млн куб. м. В сентябре 2022 г. «Газпром» начал производство СПГ на заводе в районе компрессорной станции «Портовая» мощностью 1,5 млн т в год.
«Ведомости» направили запрос в Минэнерго, пресс-службы «Газпрома» и «Новатэка».
Специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова отмечает, что законодательство ЕС предусматривает недискриминационный режим на использование энергетической инфраструктуры, в том числе для третьих стран. Поэтому введение запрета на резервирование требует от ЕС принятия отдельного акта, поясняет она. Для этого, по словам Винокуровой, возможны два механизма. Первый – введение санкций. Второй – реализация государствами ЕС права определять условия эксплуатации своих энергоресурсов в одностороннем порядке как исключение из законодательства ЕС. Но такая практика, по словам юриста, может не быть поддержана другими странами, поскольку «приведет к расширению односторонних полномочий государств и негативному влиянию на либерализацию европейского энергетического рынка».
Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов отмечает, что речь идет о праве правительственных органов стран ЕС накладывать вето на заключаемые договоры по бронированию мощностей в терминалах по приемке и отгрузке СПГ в этих странах. Юрист обращает внимание, что заключение таких договоров – стандартная бизнес-модель, а инициаторы запрета предлагают ввести механизм, при котором ограничения будут вручную вводить госорганы.
«Введение такого запрета не столько ограничивается нормативными документами ЕС, сколько в целом противоречит законам рынка и интересам потребителей», – считает юрист. По мнению Горбунова, ограничения на бронирование мощностей могут потенциально создать угрозу энергобезопасности Евросоюза, поэтому инициативу не стоит расценивать как прямую угрозу для российских поставщиков. Она, скорее всего, «будет носить точечный характер», предполагает он.
Начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Альберт Короев отмечает, что Россия в 2022 г. занимала 3-е место по поставкам СПГ в Европу, поэтому отказаться от российского импорта региону будет непросто.
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, сейчас эта мера скорее выглядит как инструмент политического давления на Россию и говорить о введении фактического запрета рано. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман считает маловероятным, что запрет будут вводить страны, являющиеся значимыми потребителями российского СПГ. По оценке ФГ «Финам», в 2022 г. в Европу было поставлено порядка 17 млн т СПГ из России. По мнению Кауфмана, это существенный объем с учетом снижения поставок «Газпрома» и ограниченного предложения на рынке СПГ.
«О полной нормализации европейского энергетического рынка пока говорить рано. Любое существенное снижение предложения может снова усилить энергокризис. В такой ситуации односторонний отказ от российского СПГ выглядит иррациональным», – констатирует Кауфман. При этом он допускает, что ЕС может перейти с российского СПГ на газ из США в долгосрочной перспективе.