Минэнерго меняет условия получения налогового вычета за модернизацию НПЗ

Это может привести к снижению выплат переработчикам, считают аналитики
Андрей Гордеев / Ведомости

Минэнерго России разработало проект постановления правительства, устанавливающий критерии для получения «обратного акциза» на нефть компаниями, участвующими с 2019 г. в госпрограмме модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Документ опубликован на портале regulation.gov.ru. 

Согласно проекту получающая выплаты в рамках обратного акциза компания на 1 января 2023 г. должна соответствовать трем критериям. Во-первых, юрлицо не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации, исключения из ЕГРЮЛа. Во-вторых, у компании не должно быть задолженностей по налогам, сборам и страховым взносам. И в-третьих, компания должна инвестировать в модернизацию НПЗ не менее 60 млрд руб. и (или) направить более 4 млн т сырья в 2022 г. на собственные мощности по переработке.

Соответствие этим критериям будет означать, что НПЗ сможет получать обратный акциз на нефть в 2024 и 2025 гг. Эти критерии позволят выявить компании, находящиеся на финальной стадии реализации соглашений о модернизации НПЗ и являющиеся добросовестными налогоплательщиками, следует из пояснительной записки к документу.

Обратный акциз (налоговый вычет, компенсация из бюджета) был введен в 2018 г. в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли для компенсации роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и поддержания приемлемой доходности НПЗ. Другой его целью было стимулирование инвестиций в НПЗ, их модернизацию и в углубление нефтепереработки.

В комментарии пресс-службы Минэнерго для «Ведомостей» указано, что в 2019 г. министерство подписало соглашения о модернизации с 11 НПЗ, из них продолжает действовать шесть соглашений (с кем именно, не уточняется).

В 2019 г. Минэнерго заключило соглашения о модернизации с предприятиями «Нефтехимсервиса» (принадлежит частным инвесторам), Новошахтинским НПЗ, Афипским НПЗ («Фортеинвест»), предприятиями «Танеко» («Татнефть»), «Орскнефтеоргсинтезом» (80% у «Фортеинвеста»), Антипинским НПЗ («Русинвест»), Марийским НПЗ («Балчуг-Петролеум»), Ильским НПЗ (принадлежит Юрию Шамаре) и «Славянск ЭКО» (принадлежит Валерию и Роберту Паранянцам). Эти заводы в рамках программы могли получать обратный акциз. Для этого компании должны до 2026 г. ввести в строй 13 установок вторичной переработки нефти.

По оценке Минэнерго, с 2015 по 2026 г. общий объем инвестиций в модернизацию НПЗ должен составить около 300 млрд руб. 

По данным Минфина, в 2022 г. нефтяники получили рекордную сумму обратного акциза – она выросла на 72% по сравнению с 2021 г. до 971 млрд руб. Также в прошлом году 106,3 млрд руб. были выплачены за счет инвестиционного коэффициента, который дополнительно предусмотрен для компаний, участвующих в программе модернизации и строительства новых мощностей НПЗ с 2021 г. 

В четырех соглашениях 2019 г. в качестве критерия выполнения условий госпрограммы был выпуск бензина 5-го экологического класса в объеме не менее 10% от переработанной НПЗ нефти с 1 января 2024 г., говорится в комментарии Минэнерго. В двух других соглашениях прописаны инвестиции в модернизацию предприятия в размере не менее 60 млрд руб. Но осенью 2020 г. в Налоговый кодекс были внесены дополнения, которые вводили новый порядок признания соглашений о модернизации недействительными, указывает Минэнерго. Они обязывали участника программы с 1 января 2024 г. начать выпуск бензина. Иначе соглашение о модернизации будет признано невыполненным и компания должна будет вернуть весь объем средств, выплаченный ей в рамках обратного акциза, поясняется в комментариях пресс-службы.

На фоне пандемии коронавируса и ужесточения антироссийских санкций в 2022 г. «сроки модернизации НПЗ изменились» (т. е. сдвинулись вправо. – «Ведомости»), поясняется в комментарии Минэнерго.

«Чтобы НПЗ сохранили возможность получения обратного акциза и успешно завершили модернизацию, в 2022 г. <...> НПЗ наделили правом продолжить получать обратный акциз на нефть и после 2023 г., если компании будут соответствовать критериям, утверждаемым правительством», – говорится в комментариях пресс-службы. Эти критерии как раз и прописаны в проекте постановления, разработанном Минэнерго. 

По данным Минэнерго, по итогам 2022 г. первичная нефтепереработка в России снизилась на 2,3% до 271,7 млн т. Выход светлых нефтепродуктов при этом вырос на 2,6 п. п. до 63,8%.

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин отмечает, что первые два предложенных Минэнерго критерия «можно назвать формальными». «Если компания не соответствует им, то она по умолчанию не может получать льготы от государства», – пояснил юрист. Но третьему критерию, по мнению Федюкина, соответствовать «достаточно сложно»: «Инвестиции могут оказаться ниже [установленных 60 млрд руб.], потому что сроки модернизации из-за санкций могли сдвинуться». Федюкин предполагает, что именно поэтому в документ включена альтернатива в виде переработки нефти в объеме более 4 млн т в 2022 г. По мнению юриста, именно третий критерий может создать «существенные проблемы» для получателей налоговой льготы.

Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова отмечает, что обратный акциз и дополнительный инвестиционный коэффициент 1,3 к его ставке (позволял получать повышенные выплаты при условии заключения с Минэнерго соглашения о модернизации и строительстве новых мощностей по нефтепереработке. – «Ведомости») были ключевыми стимулирующими мерами для нефтепереработки в России. Но они, по словам эксперта, привели к выпадающим доходам бюджета. Корректировка условий по обратному акцизу логична, считает Крылова. «С одной стороны, необходимо продолжать модернизацию НПЗ, с другой – нельзя бесконечно субсидировать переработку, объемы которой уже избыточны для внутреннего рынка», – добавляет она. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков соглашается с Крыловой. Он отмечает, что критерии в проекте постановления правительства «выстроены так, чтобы стимулировать крупные компании к продолжению модернизации НПЗ и одновременно уменьшить выплаты со стороны государства».

«Ведомости» направили запросы в Минфин и компании, участвующие в программе модернизации НПЗ.