Ставки на долгосрочную аренду вагонов к концу года вырастут на 18–27%

Это создает риски невыполнения контрактных обязательств операторов
Андрей Гордеев / Ведомости

Ставки на аренду грузового подвижного состава будут увеличиваться с апреля 2023 г. и к IV кварталу вырастут на 18–27% к сопоставимому периоду 2022 г. Это следует из расчетов агентства Infoline, с которыми ознакомились «Ведомости». Про рост арендных ставок говорят и в Информационном центре операторов (ИЦО; образован на базе проектного офиса Союза операторов железнодорожного транспорта, СОЖТ), а также сами участники рынка – операторы и грузоотправители.

По данным Infoline, наиболее заметен будет рост ставок на фитинговые платформы для контейнеров и хопперы-цементовозы. Речь идет о ставках аренды по вновь заключаемым контрактам на срок от одного года.

Ставка аренды платформы под 40-футовый контейнер вырастет к IV кварталу на 27% в годовом выражении до 1650 руб. за вагон в сутки, под 60-футовый – на 23% до 1600 руб., под 80-футовый – на 18% до 2070 руб. К концу 2024 г. Infoline ожидает замедления роста ставок до 3–4% в зависимости от типа платформы. «Конкуренция полувагонов с фитинговыми платформами не позволит последним значительным образом прибавить в цене на горизонте ближайших двух месяцев», – считают в ИЦО.

По оценке Infoline, аренда хоппера-цементовоза в IV квартале 2023 г. прибавит 20% в стоимости к тому же периоду прошлого года и составит 1750 руб. за вагон в сутки. В 2024 г. аренда этих вагонов вырастет еще на 2% до 1780 руб. в сутки. В ИЦО согласны с прогнозом на 2023 г., но отмечают, что «рост скорее будет более поступательным, без резкого скачка во II квартале».

Аренда вагонов дорожает из-за роста потребности в подвижном составе у грузоотправителей и операторов, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Потребность в вагонах может расти из-за ухудшения диспетчеризации на сети РЖД, увеличения количества брошенных поездов и простаивающих вагонов, в том числе груженых, предполагает он.

«Ситуация усугубляется проблемами с подводом порожнего состава для вывоза грузов. Например, некоторые операторы вынуждены везти в порты пустые контейнеры на платформах, так как подвод порожних платформ в РЖД не согласовывают», – полагает эксперт.

Начальник департамента аналитики и логистики оператора Railgo Юрий Федотов отмечает, что сейчас наблюдается стабильный рост ставок аренды подвижного состава, связанный с высоким предполагаемым списанием парка, изменением географии перевозок и увеличением стоимости ремонта. Источник «Ведомостей» среди крупных грузоотправителей также подтвердил рост ставок аренды вагонов.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в I квартале текущего года наблюдался некоторый рост ставок аренды полувагонов. В марте 2023 г. ставка типового полувагона по долгосрочным контрактам в среднем составляла 1960 руб. за вагон в сутки, что на 3–4% выше уровня января 2023 г.

Рост ставок на полувагоны связан с увеличением погрузки угля и строительных грузов, объясняет руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник. «В марте погрузка угля выросла [к тому же месяцу 2022 г.] на 4,2%, погрузка строительных грузов – на 14,9%», – добавил он. Кроме того, продолжает Слободяник, негативное влияние на размер ставок аренды оказывает замедление работы железнодорожной сети, что усиливает дефицит подвижного состава.

Но, как следует из прогноза Infoline, ставка аренды полувагонов к IV кварталу 2023 г. снизится на 6% до 2450 руб. относительно того же периода 2022 г. для вагонов с нагрузкой 25 т на ось и не изменится для вагонов с нагрузкой 23,5 т на ось.

Представитель «РЖД-логистики» (дочерняя компания РЖД) заявил «Ведомостям», что в краткосрочной перспективе компания ожидает сохранения или роста ставок, что связано с увеличением спроса практически на все виды подвижного состава. Абсолютные значения собеседник не назвал.

Погрузка на сети РЖД в марте 2023 г. выросла год к году на 2% до 109,1 млн т, следует из оперативных данных РЖД. Перевозки по итогам I квартала 2023 г. все еще показывали отрицательную динамику: падение к такому же периоду прошлого года составило 0,8% до 305,5 млн т.

Замедление оборота вагона на лимитирующих направлениях в целом и на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) в частности не дает ставкам аренды падать, говорит источник «Ведомостей», знакомый с положением дел на рынке подвижного состава. «Особенно остро это проявляется в сегменте фитинговых платформ, где уже есть избыток парка», – добавил он. По словам собеседника, РЖД сейчас внедряет динамическую модель загрузки инфраструктуры, которая призвана сократить заторы и число брошенных поездов. Это поможет разгрузить сеть, профицит парка будет более осязаемым, что потянет ставки аренды вниз, полагает собеседник.

Текущий рост оборота вагона по сети уже создает для многих операторов риски неисполнения контрактных обязательств по договорам с ключевыми грузоотправителями, отметил представитель ИЦО.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин объясняет, что увеличение времени оборота вагона ведет к увеличению потребности в парке. Он отметил, что существует локальный дефицит вагонов, который ведет к росту ставки аренды и, как следствие, дополнительным затратам грузоотправителей. «Это может быть чревато тем, что грузоотправитель не сможет перевезти тот объем, на который он рассчитывает», – добавил Иванкин. В этой ситуации грузоотправитель готов пойти на рост затрат по привлечению дополнительных вагонов, чем и пользуются операторы, пояснил он.

«Проблемы с предоставлением грузовых вагонов под перевозку в дальнейшем могут привести к несоблюдению сроков поставки товаров на внутреннем и внешних рынках», – соглашается Слободяник из ИПЕМа. В случае с внешними рынками срывы сроков более критичны для грузоотправителей, так как ведут к снижению конкурентоспособности отечественного производителя, поясняет он.

«Ведомости» направили запрос крупнейшим операторам, грузоотправителям и РЖД.

В подготовке статьи участвовала Надежда Синцова