Общественный совет при ФАС предложит правительству вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки

Сам регулятор считает это допустимым способом для усиления защиты потребителей
Сергей Фадеичев / ТАСС

Маркетплейсы должны быть выведены из-под моратория на проверки IТ-компаний, такое предложение направит в правительство общественный совет при ФАС. Обращение планируется направить до 28 апреля 2023 г. Это указано в протоколе заседания совета от 29 марта 2023 г., с которым ознакомились «Ведомости».

Выведение маркетплейсов из-под моратория нужно для того, чтобы ФАС могла анализировать деятельность интернет-платформ «на предмет соответствия их действий по отношению к поставщикам, антимонопольному законодательству», указано в протоколе. Информацию о заседании общественного совета 29 марта «Ведомостям» подтвердил представитель ФАС. Он также подтвердил и информацию из протокола с намерением направить обращение в правительство. По его словам, ФАС «выступает за равный подход ко всем участникам рынков».

«По мнению ведомства, может быть дополнительно изучен вопрос о снятии моратория на антимонопольные проверки в отношении всех аккредитованных организаций в области IТ», – заявил «Ведомостям» представитель регулятора. Как считают в ФАС, снятие моратория «позволит дополнительно защитить права всех участников рынка, в том числе малого и среднего предпринимательства и потребителей».

Мораторий предусмотрен постановлением правительства № 488 от 24 марта 2022 г. Он действует в отношении аккредитованных в РФ IТ-компаний и предполагает запрет на проведение всех видов государственного и муниципального контроля (надзора), за исключением внеплановых проверок по фактам обнаружения слитых в интернет баз с персональными данными или ненадлежащей рекламы. Постановление оставляет за контролирующими органами только проведение «профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования». Такой режим действует до конца 2024 г.

«Ведомости» направили запрос в правительство.

Обсуждение вопроса о возобновлении проверок в отношении маркетплейсов проходит на фоне конфликта одного из крупнейших игроков рынка – Wildberries c владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), который вспыхнул в середине марта. Разногласия возникли из-за введения площадкой штрафов для ПВЗ за возврат товаров из-за брака или подмены. Часть собственников ПВЗ тогда устроили забастовку, закрыв отделения и придя в центральный офис маркетплейса.

В итоге Wildberries объявила о закрытии точек, владельцы которых «выбирают нецивилизованные формы диалога». Но купировать скандал такими методами не удалось. Ситуацией заинтересовались в Госдуме и Минтруде, Wildberries пришлось заморозить планы по новым штрафам, писали «Ведомости».

Как сообщал в конце марта «Коммерсантъ», аналогичное предложение о снятии моратория с маркетплейсов ранее было направлено в Минцифры, но это ведомство инициативу не поддерживает. «В Минцифры заявили «Ъ», что выводить маркетплейсы как IT-компании из-под действия постановления некорректно, а вопросы в отношениях участников рынка «успешно решаются саморегулированием», – отмечала газета.

«По нашему мнению, предложение о выводе из-под действия нормативного акта маркетплейсов, являющихся IT-компаниями, нерационально. Статус IT-компании не освобождает маркетплейсы от проверок, и в случае необходимости надзорные органы имеют право применять широкие полномочия», – заявил «Ведомостям» представитель Wildberries.

В пресс-службе Ozon отказались от комментариев. Представитель «Яндекс.Маркета» не ответил на запрос «Ведомостей» к моменту сдачи материала.

«Очевидно, что инструменты саморегулирования не справляются, как показали последние конфликты Wildberries с контрагентами. В такой ситуации возвращение режима контроля со стороны государства может стать решением проблемы», – констатирует адвокат, председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова. По ее мнению, исходя из этого речь идет не об ужесточении контроля, а о возвращении в законную силу уже существующих у ФАС полномочий. «Считаю, что замечания об излишнем давлении на предпринимателей, создании репрессивных мер по отношению к бизнесу в связи с обсуждением возможности снятия моратория на антимонопольные проверки маркетплейсов преувеличивают действительность», – добавила Акимова.

Как устроен общественный совет при ФАС

Общественный совет при ФАС функционирует с 2006 г., указано на его сайте. Как следует из копии протокола, председателем совета является гендиректор Альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов, в него входят представители различных общественных ассоциаций.

Проблема взаимодействия крупных интернет-платформ и поставщиков, владельцев витрин носит системный характер и требует внимания со стороны регулятора, говорит гендиректор АНО цифровизации и новых технологий Алексей Кожевников. Он подчеркнул, что, несмотря на то что основные принципы взаимодействия платформ и поставщиков прописаны в соглашениях ФАС и Минпромторга с маркетплейсами, платформы эти положения регулярно не соблюдают. Об этом свидетельствуют и выигранные поставщиками судебные дела против маркетплейсов, и жалобы в ФАС и комиссию по электронной торговле Минпромторга, пояснил Кожевников.

Маркетплейсы пока ни на одном из товарных рынков не занимают долю, которая бы требовала контроля ФАС, но с учетом бурного роста продаж селлеров такой вопрос может возникнуть, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если ФАС сможет обосновать, что есть проблемы с маркетплейсами, которые требуют более тесного взаимодействия, и этот вопрос не удастся решить в рабочем порядке, то вывод из-под моратория может быть целесообразным, говорит он. В то же время эксперт отметил, что в России всего шесть крупных маркетплейсов и при наличии вопросов ФАС может их запрашивать в рабочем порядке.

Конкуренция между маркетплейсами и в перспективе формирование ассоциаций, «профсоюзов» селлеров выглядят более эффективными механизмами оптимизации отношений маркетплейсов и продавцов, чем проверки и госрегулирование, считает партнер Cross Insights Борис Овчинников.