Производитель водки «Чарочка» пытается отсудить у Disney товарные знаки «Пираты Карибского моря»

Предприятие, скорее всего, планирует выпускать под такими брендами крепкие напитки
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря»/ Walt Disney Pictures

Калужский ликеро-водочный завод (КЛВЗ) «Кристалл» требует досрочно прекратить правовую охрану товарных знаков «Пираты Карибского моря» и Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest по причине их неиспользования. С таким иском производитель крепких напитков обратился в суд по интеллектуальным правам. Сейчас упомянутые бренды закреплены за Disney Enterprises Inc. Последнее заседание по этому делу прошло в феврале этого года, тогда суд перенес предварительное заседание на август, так как иностранное лицо должно к этому сроки представить отзыв на исковое заявление и доказать использование товарных знаков.

В КЛВЗ «Кристалл» от комментариев отказались. Запрос в Disney на момент публикации остался без ответа.

КЛВЗ «Кристалл» расположен в Обнинске (Калужская область), в прошлом году предприятие произвело 1,35 млн дал ликероводочных изделий. В портфеле завода флагманские водочные бренды «Соловушка», Bionica, «Воронецкая» и «Чарочка», он также по контракту разливает «Хортицу». Выручка КЛВЗ «Кристалл» в 2022 г. составила 2,2 млрд руб. (+48,3% год к году), чистая прибыль – 115 млн руб. (+138%). Завод, судя по данным «СПАРК-Интерфакса», активно использует названия популярных фильмов в своей продукции. Ему, в частности, принадлежат права на товарные знаки Fantomas / «Фантомас» и Gladiator / «Гладиатор». Он также подал две заявки на регистрацию товарных знаков Pirates of the Caribbean / «Пираты Карибского моря» и Pirates of the Caribbean: Dead man’s Chest / «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Их охрана истекает в мае – июне 2023 г. Если Роспатент зарегистрирует их за предприятием, то эксклюзивные права на их использование будут только у него, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы.

КЛВЗ «Кристалл», скорее всего, планирует выпускать под брендами «Пираты Карибского моря» крепкие напитки.

В конце прошлого года завод расширил свою производственную лицензию: по данным реестра Росалкогольрегулирования, теперь он может выпускать джин, ром, виски, бренди и коньяк. Под эти цели, как писал ранее «Коммерсантъ-Черноземье», владелец предприятия Павел Победкин приобрел площадку в Липецкой области и перевез на нее несколько производственных линий из Калужской области.

Управляющий партнер ГК PRT Глеб Сахрай отмечает, что аудитория фильма «Пираты Карибского моря» очень велика и фактически совпадает с целевой аудиторией среднеценового рома. Так что такой бренд, по его мнению, будет пользоваться спросом. С ним согласен и партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев, который считает, что такая марка совершенно точно не подходит для водки, но под таким названием можно выпускать джин или ром. Конечно, объемы потребления данных видов крепкого алкоголя существенно ниже, чем у водки, но это не повод отказываться от усиления данных позиций за счет физиономии Джека Воробья на этикетке, считает эксперт. Он добавляет, что в раскрутку лицензионных развлекательных брендов уже вложены миллиарды и лояльность к ним части массовых покупателей нереально высока.

Опрошенные «Ведомостями» юристы говорят, что шансы на то, что суд удовлетворит исковое заявление КЛВЗ «Кристалл», довольно высоки. «Если правообладатель не выпускал алкогольные напитки под данными брендами за последние три года, вполне можно ожидать вынесения решения в пользу истца», – считает руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы DRC Владимир Ожерельев. Возможно, Disney будет делать акцент на известности своих знаков и на том, что КЛВЗ «Кристалл» злоупотребляет своими правами, оспаривая общеизвестные бренды, добавляет управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.

Ожерельев также отмечает, что спорное обозначение является не только товарным знаком, но и произведением, охраняемым авторским правом, поэтому истец сможет рассчитывать только на использование текстового обозначения, а не графического.

По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, из 1,15 млрд л крепкого алкоголя, который сейчас выпускается в России, на джин, ром, виски, текилу, абсент и проч. приходится всего порядка 100 млн л. Он напоминает, что в конце 2022 г. Минпромторг включил алкоголь в перечень товаров для параллельного импорта. Заместить выбывший из-за американских и европейских санкций объем поставок российские производители не могут, к тому же в этом году они столкнутся с серьезной конкуренций со стороны импортных товаров, резюмирует Дробиз.