«Лукойл» из-за санкций сдвигает на год начало добычи на одном из своих балтийских проектов

Компании придется провести перепроектирование и найти новых поставщиков оборудования
Месторождение D33 в 2015 г. / lukoil.ru

«Лукойл» из-за санкционных рисков сдвинул на год начало добычи нефти на месторождении D33 на шельфе Балтийского моря – с 2024 на 2025 г. Об этом сообщается в годовом отчете дочерней компании «Лукойла» – «Лукойл-Калининградморнефти» (оператор шельфовых проектов на Балтике).

Как следует из отчета, в 2021 г. «Лукойл» заключил договор с компанией «Розетти марино проект» (дочерняя структура итальянской Rosetti Marino SpA) на разработку рабочей документации, закупку оборудования и материалов, строительство и выполнение пусконаладочных работ. Итальянцы также должны были установить в море блок-кондуктор № 1 (БК-1) морской ледостойкой стационарной платформы, предназначенной для проекта.

Сейчас по проекту D33 проводятся «компенсирующие мероприятия для нивелирования рисков, связанных с геополитической обстановкой», говорится в отчете. В частности, по подрядчику «Розетти марино проект» – перепроектирование БК-1 под доступные технологии, оборудование и материалы. Также заключаются договоры с российскими подрядчиками, поставщиками оборудования и материалов в рамках импортозамещения (российских и дружественных стран), сообщает «Лукойл-Калининградморнефть».

В отчете отмечается, что на 31 декабря 2022 г. сумма выданного «Розетти марино проекту» аванса составляла 2,8 млрд руб. Какие работы были выполнены, в отчете не сообщается. В «Лукойле» отказались от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в Rosetti Marino.

В августе 2021 г. вице-президент «Лукойла» Павел Жданов сообщал, что компания планирует начать бурение на лицензионном участке D33 в конце 2022 г., добычу нефти планировалось начать в 2024 г. В апреле 2022 г. «Лукойл» уточнял, что бурение начнется в IV квартале 2022 г. Выход месторождения на проектный уровень добычи в 1,8 млн т в год был запланирован на 2025 г. Общие инвестиции в проект компания оценивала в 110 млрд руб.

По данным «Интерфакса», в октябре 2022 г. производственный комплекс «Кливер» в Калининградской области завершил строительство основания морской ледостойкой стационарной платформы для месторождения D33.

Гендиректор «Кливера» Михаил Шевердяев сообщал, что дополнительно предстоит модернизация основания платформы под отечественное оборудование, которым будет заменено недопоставленное импортное.

Месторождение D33 на шельфе Балтийского моря было открыто «Лукойлом» в 2015 г. Оно расположено в 32 км к северо-западу от Кравцовского месторождения (другое название – D6), в 57 км от береговой линии (Куршской косы) и примерно в 70 км от точки выхода на берег действующего трубопровода (от другого шельфового месторождения – D6). Запасы D33 оцениваются в 21,2 млн т нефти.

Всего в портфеле проектов «Лукойла» сейчас пять месторождений на шельфе Балтийского моря – D6, D6-южное, D29, D33 и D41. Месторождение D6 было введено в эксплуатацию в 2004 г., D41 – в 2019 г. Балтийские проекты «Лукойла» на сайте компании имеют статус «проектов роста», т. е. перспективных для наращивания добычи. Но пока на шельф Балтики приходится незначительная доля в общей добыче «Лукойла».

В 2020 г. добыча «Лукойл-Калининградморнефти» снизилась на 10% до 486 857 т, в том числе на шельфе было добыто 246 201 т нефти (-3,5%). Данных за 2021–2022 гг. компания не публиковала. Общая добыча «Лукойла» в 2020 г. снизилась на 8,5% до 80,05 млн т, в 2021 г. компания увеличила добычу на 1,4% до 81,1 млн т. Данные за 2022 г. не публиковались.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что Rosetti Marino отвечала за разработку проектной документации и приобретение необходимого западного оборудования, но непосредственно сборку платформы должна была проводить компания «Кливер». Сейчас, по его словам, требуется перепроектировать установку под более доступное оборудование из России и стран Азии. Аналитик отмечает, что сделать это могут как китайские «дочки» международных инжиниринговых компаний, так и отечественные предприятия.

Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит не исключает, что сейчас российских аналогов поставляемого Rosetti Marino оборудования «может и не быть». Но такое оборудование, по его мнению, может быть разработано с использованием преимущественно российских технологий, дополненных «компонентами из дружественных стран». Это приведет к сдвижке сроков и, как следствие, удорожанию проекта, полагают эксперты. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман считает, что удорожание «практически неизбежно» на фоне задержки в реализации проекта и поиска новых поставщиков.

Но так как разработка месторождения D33 «является непубличным процессом», оценить возможный рост бюджета эксперты затруднились.

Кауфман отмечает, что аналогичных рисков для проектов «Лукойла» на шельфе Каспийского моря нет. Он поясняет, что у «Лукойла» большой опыт реализации проектов на Каспии, в частности, блок-кондукторы для некоторых уже работающих месторождений строились в Астрахани. При этом условия добычи в Каспийском и Балтийском морях, по его словам, сильно отличаются, например, по глубине.

Смит добавляет, что на Каспии у «Лукойла» есть «все ключевые рабочие компоненты (буровые, рабочие платформы и т. д.)». По мнению Гришунина, сложности могут возникнуть с вводом в эксплуатацию месторождений Хазри, им. Маганова, им. Кувыкина, но они появятся не раньше 2025–2026 гг.