Балтзавод подпишет контракт на 25 млрд руб. на строительство атомного заправщика

В ближайшие годы «Росатому» потребуется как минимум еще одно такое судно для Севморпути
Сейчас перегрузкой топлива на атомных ледоколах занимается судно «Имандра», разменявшее уже пятый десяток/ rosatomflot.ru

«Атомфлот» (ФГУП под управлением «Росатома», владеет флотом атомных ледоколов России) договорился о заключении контракта на строительство многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО). По словам двух источников, близких к разным сторонам сделки, он будет подписан между «Атомфлотом» и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). Один из них уточняет, что подписание состоится «в ближайшие дни». Строительством судна займется входящий в ОСК Балтийский завод.

В «Росатоме», «Атомфлоте» и ОСК отказались от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в Минпромторг.

Распоряжение правительства о строительстве МСАТО было подписано в декабре 2022 г. Из документа следует, что мощность судна составит 9,28 МВт, предельная стоимость – 24,8 млрд руб., из них половина – 12,4 млрд руб. – придется на федеральный бюджет. В распоряжении прописан срок сдачи в 2029 г.

Но в том же декабре и. о. гендиректора «Атомфлота» Леонид Ирлица говорил, что заказчик рассчитывает получить судно уже в 2028 г. Он подчеркивал «крайнюю потребность» ФГУПа в этом проекте. Ирлица указывал, что атомоход «Арктика» в 2028 г. «выработает топливо и судно к этому году должно быть готово» для участия в перегрузке. «Есть вариант использования нашей старой плавбазы «Имандра» (построена в 1981 г. – «Ведомости»), но тогда она заполнит все свои баки отработанного ядерного топлива и мы не сможем обслуживать старые [атомные] ледоколы», – пояснял он (цитата по «Интерфаксу»). Исполнитель контракта не назывался. Но Ирлица говорил, что, «скорее всего», это будет Балтзавод.

«По сути, это огромный сухогруз с двумя кранами и большим количеством датчиков для ядерного топлива», – говорит источник «Ведомостей» на одном из судостроительных предприятий Санкт-Петербурга. Другой собеседник на судостроительном предприятии утверждает, что «заказ может стать убыточным для Балтийского завода».

В презентации и. о. гендиректора «Атомфлота» говорилось, что МСАТО будет заложено в 2024 г., спуск на воду запланирован на весну 2027 г. МСАТО будет «перезаряжать» реакторы атомных ледоколов и плавучих энергоблоков. Длина судна должна составить 158,8 м, ширина – 26 м, полное водоизмещение – 22 600 т, дальность плавания – 3000 миль (4800 км), скорость хода – 12 узлов.

ЦКБ «Айсберг» разработало техпроект МСАТО в 2018 г. по заказу Минпромторга, получив за эту работу 489,5 млн руб. Осенью прошлого года «Атомфлот» заказал у «Айсберга» перепроектирование судна под российское оборудование за 250 млн руб., работы должны завершиться к 31 мая 2023 г.

Сейчас Балтийский завод строит четыре атомных ледокола проекта 22220 («Якутия», «Чукотка», «Камчатка» и «Сахалин»), для «перезарядки» которых и предназначено новое судно. Головной ледокол «Арктика» и первые два серийных – «Сибирь» и «Урал» – уже переданы «Атомфлоту».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что «Атомфлоту» хватит одного МСАТО «на первое время». При этом он уверен, что в дальнейшем для обслуживания атомных ледоколов на Северном морском пути потребуется «еще как минимум одно судно атомно-технологического обслуживания». Но оно, по мнению Бурмистрова, вряд ли будет построено до 2030 г. «Балтийскому заводу и «Росатому» для повышения эффективности нужно выходить в серию. Создателям проекта, в свою очередь, необходимо заложить в проект оборудование, которое будет актуально на горизонте после 2030 г.», – считает эксперт.