Ущерб от запрета полетов агродронов может превысить 2,4 млрд рублей

Ограничения на полеты коммерческих беспилотников действуют уже в 31 регионе России
Freepik

Ограничения на полеты коммерческих беспилотников, введенные более чем в 30 регионах, нанесут ущерб сельскому хозяйству. Гендиректор компании – производителя агродронов «Агримакс аэро» Максим Чижов сказал «Ведомостям», что общие потери для агросектора, а также для производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем (БАС) для нужд сельского хозяйства в 2023 г. могут составить 2,4 млрд руб. По словам заместителя гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павла Плахотного, сумма потерь для производителей агродронов может быть даже больше – около 5,6 млрд руб., если учитывать также лесные хозяйства.

Сейчас БАС используются при выращивании риса, подсолнечника, рапса, кукурузы и других культур, перечислил Чижов. В частности, дроны применяются для сева, пестицидных обработок, внесения биостимуляторов и десикации (обезвоживания) перед уборкой, объяснил он. Например, в Краснодарском крае, где были введены ограничения на полеты БАС, из 90 000 га риса более 30 000 га должно было обрабатываться именно с помощью дронов, привел данные Чижов. Ограничения приведут к проблемам у рисоводов, снижению выручки производителей БАС и простоям у компаний-эксплуатантов, уверен эксперт. Аналогичная ситуация сейчас с подкормками озимых, которые были запланированы на апрель в Центрально-Черноземном районе, добавил он.

Основная причина ввода полного или частичного запрета на использование беспилотников – обеспечение безопасности критической инфраструктуры регионов, преимущественно граничащих с районами боевых действий в зоне СВО, а также защита населения от различного рода диверсий и атак, напомнил партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Местные власти выпускали собственные постановления, руководствуясь указом президента РФ № 757 от 19 октября 2022 г., по которому в российских регионах были введены разные степени режима готовности, добавил он.

На конец марта 2023 г. в 31 регионе были введены запреты или ограничения на полеты, привел данные Горбунов. По его словам, в некоторых регионах, где граница к зоне СВО максимально близка, вводились «полные и бескомпромиссные» ограничения, но есть часть регионов, где введен, например, базовый уровень готовности и ограничения можно обойти, выполнив ряд действий и получив соответствующие разрешения от властей. Кроме того, в большинстве регионов, вводивших ограничения, разрешаются полеты беспилотников, находящихся в ведении органов местного самоуправления и властей, а также спецведомств, напомнил юрист.

«Учитывая ситуацию с агрокомплексами, которые оказались в затруднительной ситуации в связи с невозможностью использовать дроны в целях обеспечения нормальной работы своих хозяйств, предположу, что проблема должна подниматься на уровне местных властей и решаться в ручном режиме на уровне каждого региона в зависимости от текста постановления на ограничения полетов БПЛА», – сказал Горбунов.

В регионах с введенными ограничениями, например в Тульской области и Татарстане, часть компаний отказывается от выполнения авиационно-химических работ на дронах, подтвердил Плахотный. Сельхозпроизводители в Ставропольском крае, где также введен запрет на полеты, обращались к «Индустриальным дронам» с просьбой поработать на их площадях, но просили предоставить документ, подтверждающий готовность нести ответственность в случае «негативных сценариев», рассказал он. Санкции за использование дронов в регионах сейчас варьируются от штрафов до уголовной ответственности, заметил Плахотный. Он добавил, что пока компания отказывается от контрактов в регионах с запретами, но ситуацию может исправить введение экспериментально-правовых режимов (ЭПР) для агродронов к началу сельскохозяйственного сезона 2023 г.

Речь идет об ЭПР для обработки урожая агрохимикатами с помощью тяжелых дронов, который предложила установить созданная «Почтой России» и SK Capital компания «Консорциум БАС». Планируется, что тесты пройдут в Краснодарском и Алтайском крае, Ростовской, Белгородской, Самарской и Новосибирской областях, а также в Татарстане, писали «Ведомости» в середине февраля 2023 г.

Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко сказал «Ведомостям», что компания использует агродроны с 2017 г. По его словам, они применяются для оценки и контроля состояния посевов, уточнения кадастра полей, а также для обработок полей средствами защиты растений и десикации. Недужко объяснил, что агродроны часто эффективнее традиционной сельхозтехники, так как позволяют проводить работы в полях при влажной почве или слишком высоких всходах, что исключено для колесной техники. Ограничения на полеты частично затронули территории агрохолдинга, но в них полеты могут осуществляться по предварительному согласованию с региональными властями, рассказал он.

Скорейшее решение вопросов с законодательным регулированием использования дронов становится ключевым фактором развития как отрасли беспилотников, так и сельского хозяйства, считает Плахотный. По его словам, использование БАС может повысить урожайность в среднем на 14% в зависимости от возделываемой культуры.

Полный запрет на дроны не является гарантией безопасности, так как инструментов по контролю за серыми полетами и пресечению незаконного использования воздушного пространства беспилотниками на сегодня недостаточно, отметил генеральный директор компании «Флай дрон» Никита Данилов. «Все представители бизнеса, добросовестно осуществляющие коммерческую деятельность с соблюдением воздушного законодательства РФ, прекратили использовать БАС, – добавил он. – Поэтому единственный результат, которого можно достичь, вводя тотальные ограничения, – замедление темпов развития стратегически важной для России отрасли». Наибольшие издержки от запретов помимо агросектора понесут компании в нефтегазовой отрасли и строительстве, считает Данилов.

Вместо запретов стоит более активно выводить пользователей беспилотников из серой зоны, полагает эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин. Существуют цифровые сервисы, которые позволяют выстраивать полетные задания и выдавать планы полета в режиме онлайн, напомнил он. По словам Ряшина, эффективным решением проблемы было обязать всех эксплуатантов беспилотников оцифровывать свои разрешения через такие платформы.

«Ведомости» направили запросы в Минсельхоз, Минтранс и Минобороны.

В подготовке статьи участвовал Алексей Полухин