Мощность малых СПГ-заводов в России к 2025 году вырастет в 2,5 раза

Интерес к ним связан с доступностью технологий и поиском новых рынков сбыта газа
Наиль Фаттахов / ТАСС

Суммарная мощность малотоннажных заводов по производству сжиженного газа (СПГ) в России к 2025 г. увеличится в 2,5 раза к текущему уровню до 638 000 т в год. Это следует из данных исследования компании «Выгон Консалтинг», с которыми ознакомились «Ведомости».

Малотоннажными традиционно считаются СПГ-заводы с мощностью производства до 80 000 т газа в год. Сейчас, по данным компании, в России действует 18 таких заводов общей мощностью 260 000 т в год. На стадии строительства, по данным компании, находится еще 15 заводов общей мощностью 378 000 т в год с заявленными сроками ввода до 2025 г.

Наибольший прирост мощностей малотоннажных СПГ-заводов ожидается в Калининградской области (100 000 т в год), Хабаровском крае (90 000 т) и Тюменской области (84 000 т). Также, по данным аналитиков, мощности по сжижению будут построены в Приморском крае, Самарской, Московской, Ленинградской, Амурской, Саратовской, Нижегородской и Тверской областях.

Большая часть прироста будет обеспечена компанией «Криогаз» (входит в структуру Газпромбанка) и профильными подразделениями «Газпрома» и «Новатэка». «Ведомости» направили запросы в эти компании и в Минэнерго РФ.

Интерес к проектам малотоннажного производства СПГ в России обусловлен потенциалом роста спроса – как в рамках продолжения газификации страны, так и в контексте развития рынка газомоторного топлива, отмечает консультант компании «Выгон консалтинг» Иван Тимонин. Но программа газификации – лишь один из драйверов отрасли, и не ключевой, подчеркивает он. По словам Тимонина, около 60% продукции действующих малотоннажных СПГ-заводов направляется на экспорт, вторым по объему каналом сбыта являются продажи сжиженного газа в качестве газомоторного топлива и лишь порядка 13% используется в рамках газификации.

Для многих малотоннажных СПГ-проектов премиальным каналом реализации является именно экспорт, поэтому инвесторов интересуют перспективы его либерализации, отмечает Тимонин. Право на экспорт газа в России закреплено за «Газпромом», исключение сделано для «Новатэка», но эта компания может вывозить только СПГ со своих месторождений на Ямале (там мощности по сжижению газа гораздо крупнее и не относятся к малотоннажным СПГ-заводам).

Интерес к сжиженному газу в качестве газомоторного топлива, по словам Тимонина, подкрепляется не только высокой экономической эффективностью газа в этой роли, но и активной господдержкой.

При этом эксперт указывает, что малотоннажное производство СПГ в России характеризуется высокой степенью локализации и наличием собственных технологий – как в части сжижения, так и с точки зрения необходимого оборудования. Схожая ситуация, по его словам, наблюдается и в среднетоннажном сегменте (от 80 000 до 2 млн т СПГ в год). «Наиболее ярким примером в этой области является четвертая очередь завода «Ямал СПГ» мощностью 900 000 т в год, на котором была применена собственная технология сжижения газа компании «Новатэк» – «Арктический каскад», – напоминает он.

Правительство России в феврале 2021 г. утвердило план мероприятий (дорожную карту) по развитию в стране рынка малотоннажного СПГ и газомоторного топлива на период до 2025 г. Цель документа – снижение стоимости СПГ-проектов, газозаправочной инфраструктуры и их последующей эксплуатации («Ведомости» писали о проекте документа еще 29 сентября 2020 г.). Представитель Минэнерго тогда говорил, что реализация дорожной карты должна снизить капзатраты на строительство малых СПГ-заводов примерно на 30%. Это должно привести к последовательному росту их производительности с 21,7 т/ч (190 000 т СПГ в год) в 2020 г. до 83,3 т/ч (729 700 т в год) в 2025 г., т. е. почти в 4 раза.

В комментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» говорится, что к 2025 г. в России запланировано строительство 77 новых СПГ-заводов «всего спектра тоннажности». Там также отмечается, что президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена задача по увеличению поставок газа на внутренний рынок и по газификации регионов, которые не подключены к Единой системе газоснабжения, в том числе за счет СПГ. Для развития транспорта на СПГ готовится к запуску программа субсидирования строительства криогенных АЗС, на нее выделено 700 млн руб. «Для развития малотоннажных СПГ-заводов важным является возможность предоставления права экспорта газа с таких объектов», – добавили в пресс-службе.

Осенью 2022 г. председатель совета директоров «Газпром СПГ технологий» Алексей Кахидзе говорил, что «Газпром» планирует в ближайшие годы инвестировать около 130 млрд руб. в строительство 22 малотоннажных СПГ-заводов («Ведомости» писали об этом 22 сентября). Из презентации компании следовало, что общая мощность заводов составит порядка 1,08 млн т в год. Они могут появиться в Ленобласти, Воронеже, Белгороде, Краснодаре, Архангельске, Владивостоке и ряде других городов.

«Новатэк» также реализует проекты по сбыту СПГ в качестве моторного топлива и для автономной газификации. Для этого в 2021 г. была создана дочерняя компания «Новатэк-СПГ топливо». Реализация СПГ осуществляется с запущенного в 2020 г. малотоннажного завода в Магнитогорске (Челябинская обл.). В 2021 г. с этого завода было реализовано более 14 000 т СПГ. В июне 2022 г. «Новатэк» подписал соглашения, предусматривающие строительство малотоннажных СПГ-заводов, с правительствами Московской и Самарской областей.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что повышенный интерес к малотоннажному производству может быть связан с необходимостью искать новые рынки сбыта газа. По его словам, производство СПГ дополняет стандартную газификацию и является «особенно актуальным» в районах с низкой плотностью населения. Заводы также могут быть ориентированы на обеспечение газом наземного и водного транспорта, полагает аналитик.

Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова добавляет, что росту интереса способствует и то, что в этом сегменте есть разработанные и уже внедренные российские технологии, имеются мощности по хранению и транспортировке. По ее словам, ожидается увеличение использования СПГ в качестве топлива для сельхозтехники, дорожной и строительной техники. Наиболее перспективными регионами для строительства малотоннажных СПГ-заводов, по мнению Крыловой, являются Ханты-Мансийский АО, а также Якутия и регионы Дальнего Востока.

Аналитики отмечают, что экспортный потенциал у подобных проектов есть за счет более высоких мировых цен на СПГ. «Сейчас есть перспективы для развития экспорта на Восток, но и внутренний рынок обладает заметным потенциалом», – констатирует Крылова.

С 1 января 2023 г. ставка налога на прибыль для производителей СПГ увеличилась с 20 до 34% на период 2023–2025 гг. Мера распространяется на компании, которые до 31 декабря 2022 г. включительно экспортировали хотя бы одну партию СПГ, т. е. не касается новых проектов. В апреле 2023 г. председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон обратился в правительство с просьбой снизить дополнительные налоги для проекта «Ямал СПГ», сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Михельсон указывал на дополнительный рост налога из-за изменившегося подхода Минфина к учету курсовых разниц.

Крылова и Кауфман отмечают, что малотоннажные СПГ-заводы экспортируют продукцию через «Газпром» либо входят в структуру компании, поэтому повышение налоговой нагрузки их не касается, так как «Газпром» и его дочерние предприятия выведены из-под действия повышенной ставки налога на прибыль. К тому же будущие малотоннажные СПГ-заводы под действие повышенной ставки не подпадают, добавляют они.