«Уральская сталь» планирует удвоить экспорт чугуна в 2023 году

Компания считает зарубежные рынки привлекательными даже при текущем снижении цен
uralsteel.com

Металлургический комбинат «Уральская сталь» (принадлежит Загорскому трубному заводу Дениса Сафина) планирует в 2023 г. увеличить поставки чугуна на международные рынки в 1,7–2 раза до 1,5–1,8 млн т. Об этом на встрече с инвесторами 13 апреля 2023 г. рассказал финансовый директор «Уральской стали» Денис Скроботов.

«За счет ослабления курса рубля и улучшения рыночной конъюнктуры продажи чугуна сейчас снова становятся рентабельными», – пояснил он. В 2022 г. «Уральская сталь» экспортировала 886 700 т чугуна, на домашний рынок было поставлено 37 000 т. Сейчас, по словам Скроботова, все продажи чугуна идут на экспорт.

Примерно половина объемов реализуется в странах Азии, остальное – в других направлениях, пояснил инвесторам исполнительный директор «Уральской стали» Андрей Просяник. При этом компания пока не поставляет чугун в Китай и Турцию, так как «старается выбирать более премиальные рынки для своего высококачественного чугуна с низким содержанием марганца и серы», добавил он.

По словам Скроботова, помимо благоприятной ситуации на рынке причиной для увеличения экспорта является избыток чугуна для собственного потребления. Мощности по производству чугуна у компании составляют 2,9 млн т в год, в то время как электросталеплавильный цех производит лишь 1,8 млн т стали в год. В течение следующих трех лет «Уральская сталь» планирует увеличить мощность цеха до 2,4 млн т в год, инвестировав в этот проект 7–10 млрд руб. «Это даст дополнительные возможности для увеличения объема производства продукции более высоких переделов и минимизировать профицит производства чугуна», – пояснил Скроботов. Увеличить экспорт компания планирует за счет запуска после модернизации третьей доменной печи, который произошел в начале марта.

Как отмечает Скроботов, с международной логистикой сегодня «больших проблем нет», но ограничения провозной сети РЖД влияют на деятельность компании. Сейчас «Уральская сталь» экспортирует чугун в основном через порт Новороссийск, часть объемов идет через восточные порты. Но, добавляет Просяник, так как провозные мощности Восточного полигона РЖД (БАМ и Транссиб) ограничены, компания уже второй месяц экспортирует часть объемов для Азии через порт Санкт-Петербург. «Мы теряем деньги, но что делать?» – констатирует он.

По данным отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence (MMI), в 2022 г. из России было экспортировано 3,84 млн т чугуна. Экспорт шел в Турцию, США, Италию, Польшу, Латвию, Южную Корею, Японию и Китай. Цены на экспортный чугун из России выросли, по информации MMI, с $377 за 1 т FOB Черное море в начале 2023 г. до $465 за 1 т в середине марта, но затем стали снижаться и находились на уровне $410 за 1 т в неделю с 3 по 9 апреля.

Основными экспортерами чугуна в прошлом году были «Уральская сталь», «Северсталь», Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ), НЛМК, Evraz и Косогорский металлургический завод. «Ведомости» направили запросы в эти компании.

ЕС 15 марта 2022 г. в ответ на СВО на Украине ввел запрет на импорт широкой номенклатуры российской стальной продукции. В список попали горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, сортовой прокат, некоторые виды сварных и бесшовных труб. В начале октября ЕС решил ввести запрет на импорт стальных полуфабрикатов из России – слябов и квадратной заготовки, но он вступит в силу лишь в 2024 г. Но на чугун европейские санкции не распространяются. «Хотя российский чугун не находится под западными санкциями, в санкционные списки попали многие экспортеры или их владельцы, а с остальными банки, страховые компании и судовладельцы, а также европейские порты отказались работать», – поясняет «Ведомостям» международный трейдер.

Оптимизм «Уральской стали« в отношении экспорта разделяют не все производители. «В мировом рынке товарного чугуна мы перспектив не видим», – заявил «Ведомостям» представитель ПМХ. Этот рынок сильно подвержен ценовым и курсовым колебаниям, сейчас для российских поставщиков ситуация осложняется санкционными, логистическими и финансовыми ограничениями, поясняет он. «Ряд достаточно емких региональных рынков фактически закрыты для отечественных производителей», – заключает собеседник. По его словам, сейчас основную часть чугуна «Тулачермет» (входит в ПМХ) продает на партнерский завод «Тула-сталь», выпускающий сортовой и фасонный прокат, и другим российским потребителям.

Как отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, себестоимость российских производителей чугуна не выше $350–400/т. По данным НРА, Россия всегда занимала около 8% мирового экспорта чугуна, а конкурентами традиционно выступали Бразилия, США, Китай и Украина.

При этом, по словам Гришунина, спрос на чугун довольно сильно подстегнуло снижение производства этого продукта в ЕС на фоне высоких цен на энергию, а также повышенный спрос на сырье в Турции после землетрясений в феврале 2023 г. «Реальной замены российскому чугуну нет, так как все конкуренты либо уже работают с высокой загрузкой мощностей, либо не имеют возможности увеличить поставки по другим причинам», – считает эксперт.

Директор по развитию MMI Илья Коломеец отмечает, что необходимо искать новые способы взаимодействия с другими странами для поддержки присутствия российского чугуна на международных рынках. Например, по его словам, можно создать союз независимых поставщиков чугуна. Эксперт поясняет, что Россия, Китай, Индия, Бразилия и Иран занимают более 60–70% рынка, а потребителями являются США, Европа и часть других недружественных стран. По его мнению, такой механизм может работать по аналогии с ОПЕК, которая квотирует производство, поддерживая цену на товар.

В подготовке статьи участвовал Василий Милькин