Казахстан хочет получать российский газ по ценам ниже поставок в Белоруссию

В перспективе «Газпром» может наладить через республику транзит в Китай, говорят эксперты
Александр Рюмин / ТАСС

«Газпром» и национальная газовая компания Казахстана Qazaqgaz предварительно согласовали маршрут новых газопроводов из России для газификации северных и восточных регионов республики. Об этом 19 апреля заявил министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев.

По его словам, цена российского газа для Казахстана, который может быть использован для газификации, будет «в разы ниже», чем на европейском рынке, и «гораздо ниже», чем для Белоруссии. «Нам дают газ по цене гораздо ниже, предположим, чем Белоруссии. Предварительные переговоры у нас идут. То есть Россия тоже понимает, что эффективная работа возможна только в двустороннем режиме, идет навстречу в части предоставления цены», – сказал министр (цитата по «Интерфаксу»).

Саткалиев добавил, что проекты подлежат одобрению на правительственном уровне.

В начале февраля 2023 г. министр энергетики РФ Николай Шульгинов говорил, что цена российского газа для Белоруссии в 2023 г. согласована на уровне прошлого года с расчетом в рублях. В 2022 г. цена на газ для Белоруссии составляла $128,5 за 1000 куб. м (с 1 апреля прошлого года расчеты переведены в российские рубли). На хабе TTF в Нидерландах майские фьючерсы на газ 19 апреля торговались на уровне $460 за 1000 куб. м, свидетельствуют данные биржи ICE.

В январе 2023 г. «Газпром» и правительство Казахстана подписали двустороннюю дорожную карту по сотрудничеству в газовой отрасли. В марте «Газпром» сообщал, что председатель правления компании Алексей Миллер и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев детально рассмотрели вопросы развития сотрудничества в газовой сфере на встрече в Астане.

В феврале 2023 г. бывший министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков говорил, что Казахстан продолжает изучение различных вариантов газоснабжения севера и востока страны, в том числе за счет строительства новых газопроводов из России. Ранее власти Казахстана сообщали о переговорах по строительству газопроводов Барнаул – Рубцовск – Семей (Семипалатинск) – Усть-Каменогорск с ответвлением на Павлодар и Омск – Павлодар – Семей с ответвлением на Усть-Каменогорск.

Еще один вариант газификации северных и восточных регионов Казахстана – строительство второго и третьего этапов магистрального газопровода «Сарыарка», который связывает юг республики и столицу страны – Астану.

В феврале 2023 г. заместитель председателя правления Qazaqgaz Арман Касенов сообщал, что компания предложила «Газпрому» рассмотреть возможность создания транзитного газопровода в Китай, который мог бы быть задействован в газификации республики.

«Ведомости» направили запросы в «Газпром» и Qazaqgaz.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман напоминает, что летом 2022 г. тогдашний министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков сообщал, что речь может идти о поставках в Казахстан из России 4 млрд куб. м на первом этапе с последующим увеличением до 7–10 млрд куб. м в год. Министр также говорил, что оптимальным маршрутом может быть газопровод от Барнаула, Ишима (Тюменская обл.) или Омска.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что на первом этапе поставки газа в Казахстан не будут значительными. «В первые годы они вряд ли превысят 1 млрд куб. м. Пока непонятно, как быстро Казахстан сможет подготовить потребителей к приему газа», – отмечает эксперт.

С потерей европейского рынка для России и «Газпрома» остро стоит вопрос расширения рынков сбыта и здесь возможности предлагают Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан и Китай, говорит старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. По его словам, газификация севера и востока Казахстана и строительство инфраструктуры заметно расширят базу для экспорта газа и будут элементом подготовки к созданию анонсированного ранее газового союза России, Казахстана и Узбекистана.

Притчин напоминает, что Казахстан является и страной-транзитером, и получателем российского газа. Последнее, по словам эксперта, важно, так как дефицит газа в Казахстане, по ожиданиям властей, к 2025 г. достигнет 4–5 млрд куб. м в год. Такая ситуация складывается на фоне стагнации добычи в стране и неравномерного распределения потребителям: добыча сосредоточена на северо-западе страны, а потребители – на севере, юге и востоке.

По словам Кауфмана, для обеих сторон проект во многом интересен потенциалом своповых поставок газа в Китай. Он поясняет, что за счет повышенного спроса внутри страны у Казахстана возникают сложности с объемом собственного экспорта в Китай и поставки «Газпрома» могли бы компенсировать его снижение. Объем подобных поставок, по оценке аналитика, может составить до 10 млрд куб. в год. Но Юшков обращает внимание, что вариант поставок российского газа в Китай по существующему газопроводу через Казахстан противоречит планам «Газпрома» по строительству газопровода «Сила Сибири – 2».

Притчин отмечает, что соглашения по газификации Северного Казахстана несут и социальную функцию. При этом вопрос столь низкой цены для казахстанских потребителей, по его мнению, может быть увязан с вопросом транзита газа.

Юшков поясняет, что поставлять газ в Казахстан по более низкой цене, чем цена для Белоруссии, «Газпром» может за счет объемов, добываемых на месторождениях, расположенных у границы с Казахстаном, например в Оренбургской области. При этом компания должна будет формировать цену по принципу «затраты плюс» без увязки с рыночной ценой на нефть и спотовыми ценами на газ. По оценке Кауфмана, цена на газ для Казахстана может быть близка к цене для Белоруссии: отклонение составит не более 10%.

Кауфман отмечает, что слишком низкие цены на газ для Казахстана могут увеличить срок окупаемости потенциальных инвестиций. А Юшков, в свою очередь, предупреждает, что низкая стоимость газа для Казахстана может вызвать новую дискуссию по вопросу цены с Белоруссией.