Биржевые цены на бензин Аи-95 достигли максимума с начала года

Но розничные цены горючего на АЗС этого роста не замечают
Ведомости

Оптовая цена на бензин марки Аи-95 за последние 10 дней выросла на 7,4% и 20 апреля достигла максимума с начала года – 53 878 руб./т, следует из данных торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Схожую динамику в этот период показали и биржевые цены на бензин Аи-92: тонна горючего подорожала на 7,5% до 48 175 руб. Но пока это примерно на 1000 руб./т ниже пикового значения этого года. При этом объем продаж Аи-92 на бирже за тот же период вырос на 20,6% до 14 212 т, а спрос на Аи-95, наоборот, снизился на 1,7% до 6966 т.

Бензин стал дорожать на фоне начала сезона плановых ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). По данным СПбМТСБ, сейчас из-за ремонта приостановлены биржевые продажи топлива с Комсомольского НПЗ (с 9 марта), а с 25 апреля будут приостановлены продажи бензина, дизельного топлива и мазута с Ачинского НПЗ. Продажи топлива с Тюменского (Антипинского) НПЗ планируется приостановить с конца апреля до середины мая, с Хабаровского и Яйского НПЗ – с начала мая до середины июня. Астраханский ГПЗ уйдет на ремонт почти на два месяца с 10 мая.

Биржевые цены на бензин пошли в рост после периода стабилизации, который продолжался с середины марта этого года. С начала года стоимость Аи-92 выросла с 36 270 руб./т до максимума в 49 155 руб./т, а затем стабилизировалась в диапазоне 45 000–46 000 руб./т. Оптовая цена Аи-95 снижалась с 42 095 руб./т в начале января до 37 588 руб./т в конце месяца. Затем стоимость этого горючего достигла пика в 52 430 руб./т в начале марта и стабилизировалась на уровне 50 000–51 500 руб./т.

Несмотря на изменения оптовых цен, по данным Росстата, розничные цены на нефтепродукты в России с начала года пока практически не изменились. Например, средняя стоимость литра Аи-92 на АЗС выросла на целую 1 копейку и 17 апреля составляла 47,19 руб. Цена литра Аи-95 выросла несколько больше – на 7 коп. до 51,41 руб., а литра Аи-98 (и выше) – на 4 коп. до 61,65 руб. Снизилась на российских заправках только цена на дизель: с начала года она потеряла 50 коп. (0,9%) и составила 58,2 руб./л. Оптовая цена на дизель с 10 по 20 апреля символически снизилась на 0,2% до 49 706 руб./т.

Российский топливный рынок в 2023 г. функционирует на фоне усиления санкций. 5 февраля 2023 г. вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки российских нефтепродуктов. ЕС был крупнейшим покупателем топлива из России: на этот регион в 2021 г. приходилось 62% российского экспорта, или 91 млн т нефтепродуктов. Одновременно с эмбарго начал действовать потолок цен на российское топливо. Ограничение для более дорогих нефтепродуктов (например, дизель и бензин) установлено на уровне $100/барр., а для более дешевых (мазут) – $45/барр.

Но, несмотря на санкции, российским нефтепереработчикам удалось в марте 2023 г. нарастить экспорт топлива до исторического рекорда в 3,13 млн барр./сутки («Ведомости» писали об этом 5 апреля). Также в марте был установлен рекорд по экспорту бензина – 208 000 барр./сутки (на 37% больше, чем в марте 2022 г.). При этом бензин традиционно не является экспортным продуктом для России: в 2021 г. за границу было поставлено лишь 10% от произведенных 41 млн т этого топлива. В комментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» говорится, что текущая волатильность оптовых цен на топливо связана с «изменением котировок внешних цен на бензин и дизельное топливо, а также с повышенным спросом в преддверии летнего сезона». По оценке министерства, колебания котировок на бирже не отразятся на розничных ценах, а у АЗС сохраняется «достаточный уровень доходности». Рынок полностью обеспечен топливом, утверждается в комментарии.

Представитель ФАС сообщил «Ведомостям», что ведомство совместно с Минэнерго держит ситуацию с ценой на нефтепродукты на контроле. По мнению ФАС, предпосылки к росту цен на АЗС сейчас отсутствуют. В начале марта 2023 г. участники рынка по рекомендации биржевого комитета ведомства обязались сформировать запасы топлива в случае плановых ремонтов, чтобы не допустить его дефицита, уточнил собеседник.

Президент Независимого топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Павел Баженов отмечает, что в весенне-осенний период спрос на нефтепродукты традиционно растет. При этом ремонт на НПЗ и снижение предложения усиливают рост цен, добавляет он. Но, по мнению Баженова, текущие оптовые цены на нефтепродукты достаточно комфортны для АЗС. Некомфортным станет показатель в 58 000–60 000 руб./т для Аи-92 и 63 000–65 000 руб./т для Аи-95, уточнил Баженов.

Проблемы с маржинальностью у АЗС могут возникнуть, если стоимость Аи-92 на бирже превысит 60 000 руб./т, соглашается аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова уточняет, что маржа АЗС уже находится под давлением из-за роста отпускных цен на НПЗ, так как не все сети заправок покупают топливо на бирже.

К росту оптовых цен на бензин привели высокая устойчивость экспорта нефтепродуктов к санкциям, ремонт НПЗ, а также корректировка демпферного механизма, считает Кауфман. На фоне высокого экспорта топлива также вырос спрос на него на внутреннем рынке, добавляет Крылова. «Пока рост оптовых цен является преимущественно восстановительным относительно низкой базы, которая наблюдалась из-за сложностей с переориентацией экспорта нефтепродуктов», – говорит Кауфман. В феврале 2022 г. цены на бензин Аи-92 на бирже достигали 52 541 руб./т, Аи-95 – 55 304 руб./т.

При сохранении высоких объемов экспорта Кауфман допускает рост оптовых цен на топливо еще на 5–10%. В дальнейшем цены могут вновь попытаться обновить пиковые значения этого года, но вряд ли эта тенденция будет долгой, отмечает Крылова. Но на этом фоне розничные цены по итогам 2023 г. увеличатся не выше уровня инфляции, т. е. не более 5–7%, считает Кауфман.