Цены на литий с начала года упали вдвое

Аналитики допускают снижение стоимости металла еще на 50%
JAN WOITAS / DPA / Picture-Alliance via AFP

Биржевые цены на литий с начала апреля снизились более чем на треть, свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). 20 апреля фьючерсы на гидроксид лития (LiOH) с доставкой до Китая, Японии и Южной Кореи стоили $41 300/т, что на 3,7% меньше, чем днем ранее, и на 33,4% меньше, чем в начале месяца.

Цены на литий устойчиво снижаются с января 2023 г. В декабре 2022 г. этот металл стоил $85 000/т, в январе этого года цена составляла $83 800/т. В апреле прошлого года стоимость LiOH на бирже достигала $86 600/т.

Литий – одна из основных составляющих литий-ионных аккумуляторных ячеек, которые используются в аккумуляторах (в том числе для электротранспорта) по всему миру. Крупнейшим рынком электромобилей в мире является Китай. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в 2022 г. продажи электромобилей в КНР выросли почти вдвое до 6,89 млн единиц.

С 2014 г. в Китае действовала программа субсидирования покупки электромобилей населением. Но программа завершилась 31 декабря 2022 г. Максимальный объем субсидии на машины с пробегом до 400 км (на одной зарядке) составлял 12 600 юаней ($1772 по курсу на конец 2022 г.). В январе 2023 г. продажи электромобилей в КНР сократились на 6% к уровню января прошлого года и на 50% к ажиотажному спросу декабря 2022 г. – до 408 000 единиц. По итогам I квартала 2022 г. продажи выросли на 26,2% до 1,59 млн единиц, но темпы роста спроса существенно замедлились. Например, в январе – марте 2022 г. продажи электрокаров в КНР выросли в 2,4 раза.

Цены на другие металлы, которые используются в аккумуляторах, в отличие от лития в апреле не снижаются. Кобальт, по данным LME, с начала месяца подорожал на 0,3% до $36 191/т. Цена на никель возросла на 7,9% до $25 725/т. Тем не менее с начала года кобальт подешевел на 12,4%, никель – на 17,8%.

Эксперты поясняют, что другая ключевая причина снижения стоимости лития на рынке – рост объемов предложения этого металла. В 2022 г. производство лития в мире, по данным департамента промышленности, науки и ресурсов Австралии (эта страна является крупнейшим производителем этого металла), выросло на 43% до 737 000 т.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что в результате прошлогодней ценовой лихорадки ожидается запуск значительного количества новых объектов по добыче лития, в том числе на территории Китая. В результате производство карбоната (Li2CO3) и гидроксида лития в 2023 г. может вырасти на 22–43%.

Аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева указывает, что к концу 2022 г. на мировом рынке уже образовался избыток предложения лития. Она поясняет, что производители лития увеличивали добычу, ориентируясь на оптимистичные прогнозы по спросу, но сейчас рост спроса отстает от увеличения предложения. Например, в 2021 г., по словам Лукичевой, аналитики ожидали, что доля продаж электромобилей и гибридных автомобилей в общем объеме продаж новых автомобилей в мире к 2023 г. достигнет 12–13% (в том числе в Европе вырастет почти до 25%, в Китае – до 18%). Но сейчас эта доля в мировом масштабе составляет лишь около 9%. Гришунин добавляет, что снижение темпов роста спроса на электромобили в Китае продолжится.

В то же время предложение лития в мире в 2022 г., по словам Лукичевой, выросло примерно на 40%, в 2023 г. оно может вырасти еще на 45%. Значительная часть новых проектов при этом будет введена в эксплуатацию в 2024–2025 гг., т. е. избыток предложения лития в мире будет расти. Это, по мнению аналитиков, станет способствовать дальнейшему снижению цен на металл.

По мнению Лукичевой, цены на литий в 2023 г. имеют потенциал падения еще на 20–50%. По оценке Гришунина, цены продолжат снижение до уровней $20 000–25 000/т.

Лукичева считает, что текущие цены комфортны для производителей, но их снижение «определенно должно затормозить процесс расширения производства металла». Гришунин отмечает, что основные производители работают с себестоимостью производства в $5000–15 000/т, а южноамериканские – $2500–5000/т, поэтому текущее снижение цен не вызовет остановки добычи. Но при ценах ниже $20 000/т, по его мнению, прекратится запуск более дорогих проектов по разработке месторождений лепидолита (минерал, содержащий литий. – «Ведомости»). Новые проекты по добыче лития из солончаков и залежей сподумена (силикат лития и алюминия. – «Ведомости»), по словам эксперта, будут реализовываться при наличии дешевого финансирования.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что ситуация с ценами на литий будет во многом зависеть от темпов роста сектора аккумуляторных батарей, так как сейчас 75–80% лития используется для их производства. По его словам, эксперты оценивают приемлемый уровень цен на литий для обеспечения стабильного предложения на уровне $30 000–40 000/т. Текущие спотовые цены в Китае, по его словам, находятся на уровне $25 000–35 000/т.

Крупнейшие производители лития в мире – американские Albemarle (активы расположены в США и Чили) и Livent (активы в США и Аргентине), чилийская SQM и китайские Ganfeng Lithium и Tianqi Lithium. Акции Albemarle на NYSE с начала 2023 г. подешевели на 10% до $193 за бумагу, SQM – на 4% до $77,9 за штуку. Стоимость бумаг Ganfeng Lithium на Гонконгской фондовой бирже упала на 12% до 51,5 гонконгского доллара ($6,58) за штуку, Tianqi Lithium – на 5% до 55 гонконгских долларов ($7). Акции Livent на NYSE выросли на 7% до $21,9 за бумагу.

В России, согласно стратегии развития металлургической промышленности РФ на период до 2030 г., имеется значительный дефицит лития. Металл используется для нужд атомной энергетики, создания производства LiOH-батарей и других промышленных целей. В России имеются мощности по переработке лития, но они работают полностью на импортном сырье, промышленная добыча в стране сейчас не ведется.

Согласно стратегии, потребности России в литиевом сырье должны быть обеспечены за счет добычи в 2023–2030 гг. на Колмозерском (СП «Норникеля» и «Росатома»), Полмостундровском («Халмек» и Химико-металлургический завод), Завитинском («Росатом»), Ковыктинском («Газпром») и Ярактинском (Иркутская нефтяная компания) месторождениях. «Росатом» также реализует проект по строительству завода по выпуску аккумуляторов для электромобилей в Калининграде. «Ведомости» направили запросы в эти компании.

По словам Гришунина, литиевые проекты в России будут иметь положительную рентабельность даже при снижении цен на металл до $20 000/т.