ВЭБ ожидает снижения энергоемкости ВВП России на 7%

Но основной ресурс уменьшения показателя –ЖКХ – пока не задействован, говорят аналитики
Аналитики ожидают, что к 2035 г. доля выработки электроэнергии АЭС, ГЭС и ВИЭ в объеме внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) увеличится лишь на 1,3% по сравнению с 2022 г./ Андрей Гордеев / Ведомости

Применение новых технологий энергосбережения позволит России в долгосрочной перспективе снизить энергоемкость и электроемкость ВВП на 7,4 и 13% по сравнению с 2022 г. соответственно. Об этом говорится в презентации Института Внешэкономбанка, которую 25 апреля 2023 г. представил заместитель председателя ВЭБ.РФ, председатель попечительского совета института Андрей Клепач на Национальном нефтегазовом форуме. В презентации Клепача был представлен график с прогнозом динамики энергоемкости до 2050 г.

Энергоемкость ВВП отражает уровень энергоэффективности национальных экономик. Чем ниже этот показатель, тем более рачительно страна расходует энергоресурсы. В 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому энергоемкость ВВП страны к 2020 г. должна была снизиться на 40% по сравнению с уровнем 2007 г. Фактически за 10 лет показатель уменьшился лишь на 9%, говорилось в докладе Минэкономразвития, опубликованном в 2020 г.

В докладе Минэка за 2021 г. отмечается, что энергоемкость ВВП России (без учета неэнергетических нужд) выросла в 2021 г. на 4,5% по сравнению с 2020 г. и составила 9,72 т условного топлива (тут) на 1 млн руб. в ценах 2016 г. По оценке авторов документа, рост показателя связан с восстановлением экономической активности после локдауна в 2020 г., когда энергоемкость снизилась из-за снижения потребления ресурсов. Данные за 2022 г. пока не опубликованы.

В среднесрочной перспективе, отмечается в презентации Института Внешэкономбанка, снизить энерго- и электроемкость ВВП России за счет развития производства сжиженного газа (СПГ) и водорода, электрификации железных дорог, развития электротранспорта, а также расширения доступности использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на удаленных и изолированных территориях не удастся. Аналитики института также ожидают, что к 2035 г. доля выработки электроэнергии АЭС, ГЭС и ВИЭ в объеме внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) увеличится лишь на 1,3% по сравнению с 2022 г., а в общем объеме выработки электроэнергии – на 6,7%.

По данным «Системного оператора ЕЭС» (диспетчер единой энергосистемы), в России установленная мощность ВИЭ (солнечные и ветровые станции, без учета малых ГЭС) по итогам 2022 г. составляла 4,4 ГВт, или 1,8% от общей установленной мощности электростанций в стране. В 2021 г. мощности СЭС и ВЭС составляли 1,6% от общей мощности. Их доля в энергобалансе страны была 0,5%, а выработка – 5,88 млрд кВт ч. В апреле 2022 г. в комментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» прогнозировалось, что к 2030 г. выработка электроэнергии на основе ВИЭ достигнет 28,1 млрд кВт ч, или 2% от совокупной выработки в стране.

При этом внутреннее потребление ТЭР в экономике России будет увеличиваться, считают аналитики Института ВЭБа. Газ сохранит доминирующие позиции – его доля стабилизируется на отметке в 52%. Доля потребления нефти и нефтепродуктов вырастет по сравнению с 2022 г. на 1,3%, а доля угля сократится лишь на 3,7% (абсолютные значения в презентации не приводятся).

По данным Минэнерго, в 2022 г. поставки газа на внутренний рынок снизились на 5,7% по сравнению с 2021 г. до 486,6 млрд куб. м. Первичная переработка нефти в стране уменьшилась на 3,2% до 271,7 млн т, потребление угля (как энергетического, так и коксующегося) выросло на 14,7% до 181,6 млн т.

Газовая генерация остается лидером по потенциальному вводу новых мощностей, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Он отмечает, что, по данным Global Energy Monitor, к началу 2023 г. в России на стадии строительства находилось 3,69 ГВт газовых ТЭС. Для сравнения: такой показатель для АЭС составляет 2,94 ГВт, для ВЭС и СЭС – 588 МВт и 788 МВт соответственно, а для угольных ТЭС – 70 МВт, добавляет эксперт.

Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков считает, что мощность классических ВИЭ (СЭС, ВЭС и малых ГЭС) будет расти опережающими темпами, но их доля в выработке вряд ли превысит 3% даже при оптимистичном сценарии. По его словам, в 2022 г. доля ВИЭ в выработке электроэнергии в России составила 0,7%.

По мнению Горчакова, для снижения энергоемкости ВВП потребление энергоресурсов должно снижаться, а объем ВВП – оставаться стабильным или расти. «В России это происходит, но основной ресурс снижения энергоемкости ВВП – сектор ЖКХ – остается пока не задействованным», – отмечает он. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин прогнозирует, что к 2035 г. энергоемкость ВВП России может снизиться до 9–9,3 тут на 1 млн руб. за счет увеличения КПД энергогенерации.