Белоруссия увеличила транзит удобрений через Россию в прошлом году в 76 раз

Поставки выросли из-за введения западных санкций в отношении Минска
Ведомости

Транзит белорусских удобрений через территорию Россию в 2022 г. увеличился в 76 раз к уровню 2021 г. до 3,54 млн т. Это следует из статистики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с которой ознакомились «Ведомости».

В I квартале 2023 г. транзит продолжил расти: он увеличился в 18,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 2,13 млн т. Из них, по данным ИПЕМа, 823 000 т были поставлены в порты Санкт-Петербурга, 361 200 т – в порт Новороссийска и 346 100 т – на погранпереход с Казахстаном (станция Канисай).

Из общего объема транзита белорусских удобрений в 2022 г. 88% составили поставки производителя калийных удобрений «Беларуськалий». В то же время выросли объемы и других белорусских производителей – с 108 т в 2021 г. до 441 021 т в 2022 г.

«Ведомости» направили запрос в «Беларуськалий», а также другие белорусские компании – производители удобрений: Гомельский химический завод и «Гродно азот». Представитель РЖД отказался от комментариев.

По словам заместителя генерального директора ИПЕМа Владимира Савчука, увеличение отправки удобрений из Белоруссии транзитом через РФ связано с тем, что крупнейший мировой экспортер калия «Беларуськалий» попал под западные санкции. С 1 февраля 2022 г. были ограничены поставки его продукции на экспорт по традиционным маршрутам – через порты Литвы. «На фоне возникших логистических ограничений компания была вынуждена искать новые маршруты транспортировки продукции на внешние рынки, в том числе через территорию России», – поясняет Савчук.

В июне 2021 г. Евросоюз ввел в отношении Белоруссии запрет на торговлю и транзит некоторых видов калийных удобрений. В августе того же года санкции в отношении «Беларуськалия» и его трейдера – Белорусской калийной компании – ввели США.

Правительство Литвы в январе 2022 г. приняло решение аннулировать с 1 февраля договор о транзите белорусских удобрений в свете санкций против «Беларуськалия». Кабмин постановил расторгнуть договор, который предусматривал железнодорожный транзит через Литву и погрузку в Клайпедском порту 11 млн т белорусских удобрений в год. Этому предшествовало решение координационной комиссии по обеспечению защиты объектов, имеющих значение для национальной безопасности Литвы, о том, что соглашение «Литовских железных дорог» с «Беларуськалием» не отвечает интересам национальной безопасности.

Как заявлял тогда премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, в связи с этим Белоруссия начала экспортировать хлористый калий через порты России.

Белоруссия экспортирует калийные удобрения через порт Мурманска, говорил в сентябре 2022 г. посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой. В том же месяце губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявлял, что на западном берегу Кольского залива планируется построить специализированный терминал для перевалки удобрений из Белоруссии, а его мощность составит от 5 млн до 7 млн т. В декабре 2022 г. Чибис говорил, что работы по проектированию терминала могут начаться в 2023 г.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что у белорусских компаний «в общем-то не было каких-то других решений в условиях жесткого санкционного давления, кроме как нарастить транзит через Россию». По его словам, рост объемов белорусских удобрений приводит к определенной конкуренции с российскими компаниями, особенно в плане тарифов: транзитные тарифы на контейнерные перевозки ниже, чем экспортные тарифы для российских производителей. При этом почти 40% объемов белорусских удобрений отправляется через погранпереходы с Казахстаном в Китай или через порт Новороссийска, которые и так сейчас критически перегружены, отмечает Бурмистров.

«Ведомости» направили запросы в Российскую ассоциацию производителей удобрений (РАПУ) и «Уралхим» (не входит в РАПУ).

По мнению аналитика «Финама» Алексея Калачева, именно оказанная Россией помощь «Беларуськалию» в виде транзита удобрений стала причиной не только снижения экспорта российских удобрений в 2022 г., но и падения на треть объемов добычи хлористого калия и производства калийных удобрений в РФ.

По данным РАПУ, экспорт удобрений сократился в физическом весе в 2022 г. на 15%. В 2021 г., по данным ассоциации, он составлял 37,6 млн т. Падение произошло в первую очередь из-за снижения вывоза калийных удобрений, пояснял «Ведомостям» представитель РАПУ. Это является следствием сохраняющегося дефицита портовых мощностей для их вывоза, а в России применение хлористого калия незначительно, говорил он.

По данным Росстата, российские предприятия в 2022 г. сократили выпуск минудобрений на 11% до 23,5 млн т (в пересчете на 100% питательных веществ). При этом выпуск хлористого калия сократился на 32% до 7,3 млн т, а азотных удобрений, наоборот, вырос на 3,5% до 11,8 млн т. Производство фосфорных удобрений увеличилось на 1% до 4,4 млн т.

Калачев считает, что «Уралхиму» и «Уралкалию» (входит в «Уралхим» и является крупнейшим производителем калийных удобрений в России. – «Ведомости»), по всей видимости, пришлось поделиться своими терминалами в портах на Северо-Западе, мощность которых ограничена и едва обеспечивает их собственные потребности ввиду сложностей с отгрузкой через те же порты стран Балтии.

Но, по мнению Калачева, основная логистическая проблема не в железных дорогах, а именно в портовых терминалах. «Крупнейшие покупатели калийных удобрений – Бразилия, Китай, Индия и Индонезия, куда они поставляются морем», – говорит он. Западное направление железных дорог вряд ли сейчас перегружено из-за снижения экспорта из России в Европу после введения западных санкций, поясняет аналитик.

По его словам, строительство отдельного порта для белорусских поставок могло бы снять остроту проблемы с российскими поставками, высвободив перевалочные мощности для экспорта удобрений из России. Бурмистров согласен, что создание белорусскими компаниями собственных портовых мощностей на северо-западе России было бы «оптимальным решением», так как снятие санкций против Белоруссии и России «крайне маловероятно».