Производители газировки пожаловались на сложности с внедрением акциза на сладкие напитки

Они не успевают в срок создать системы учета этого сбора
Евгений Разумный / Ведомости

Производители сладких газированных напитков рассказали о затруднениях на совещании в Минсельхозе 5 мая. «Ведомостям» об этом сообщили два его участника. По их словам, на встрече присутствовали среди прочих представители PepsiCo, «ИДС Боржоми», а также сотрудники отраслевого объединения «Союзнапитки». В компаниях и Минсельхозе на запросы не ответили, в ассоциации от комментариев отказались. В Минфине подтвердили, что сейчас этот вопрос прорабатывается вместе с участниками рынка, чтобы «найти оптимальное решение и устранить возможные сложности».

Для организации раздельного учета однородных товаров, разлитых в разных филиалах, производителям необходимо построить дополнительные складские мощности, чтобы позиции не смешивались в процессе хранения, и доработать внутренние IT-решения. Представитель PepsiCo на совещании оценил необходимое для этого время в 2–3 года.

Закон, устанавливающий акциз на сахарные напитки в размере 7 руб. за литр, президент России Владимир Путин подписал в ноябре 2022 г. В пояснительной записке к нему при внесении в Госдуму говорилось, что дополнительные доходы в бюджет от такого сбора составят 35 млрд руб. в год, и эти средства планировалось направить на борьбу с сахарным диабетом. Проблемы с учетом акциза могут возникнуть у компаний, которые имеют заводы в разных регионах страны, объясняет источник, присутствовавший на встрече в Минсельхозе. По его словам, сбор должен выплачиваться по месту производства товара после его продажи. Но сейчас компании при учете не идентифицируют конкретную продукцию с местом происхождения, артикул для одинаковых позиций, произведенных на разных заводах, одинаковый и это делает оплату акциза правильным путем невозможной, говорит собеседник «Ведомостей».

С такой проблемой точно столкнется PepsiCo, утверждает другой участник совещания. Он считает, что решить ее можно за счет разделения артикулов одних и тех же товаров по месту происхождения. Именно такая идея обсуждалась на встрече в Минсельхозе. Но тогда количество подакцизных товарных наименований, например, на складах PepsiCo увеличится с 200 до 600–700, а это «драматически увеличит скорость работы с покупателями», передает он слова представителя компании. Кроме того, игрокам отрасли потребуются дополнительные складские мощности, поскольку при хранении товаров из разных регионов есть риск их смешивания. В PepsiCo оценивают затраты на создание одного склада в $0,5–1 млн, но понадобятся также дополнительные инвестиции в IT-решения.

Дополнительные IT-решения по учету и складированию продукции в краткосрочной перспективе могут повысить стоимость продукции, считает руководитель Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова.

«У крупных производителей уже по определению должны быть настроены такие системы учета и хранения товаров, произведенных разными филиалами», – полагает гендиректор «Очаково» Юрий Антонов. В целом он считает озвученную проблему надуманной.

Сложности с учетом акцизов могут возникнуть и у компаний, которые пользуются услугами копакеров – производителей, выпускающих и упаковывающих продукцию под товарными знаками заказчика, говорилось на совещании. При смешивании товаров на складах есть риск двойной уплаты такого сбора или его занижения, поскольку такие производители тоже оплачивают акциз при передаче товара, сказал собеседник «Ведомостей». А это, по его словам, может спровоцировать претензии от Федеральной налоговой службы (ФНС). В ФНС на запрос «Ведомостей» не ответили.

Решить проблему, о которой говорят производители, можно за счет внесения изменений в Налоговый кодекс, объясняет один из участников совещания. По его словам, необходимо разрешить производителям, имеющим несколько филиалов или привлекающих копакеров, оплачивать акциз за общий объем продукции, произведенной всей группой. Это можно сделать, например, по месту регистрации головной структуры. Он добавляет, что такой вариант на совещании поддерживал Минсельхоз.

Вопрос с прослеживаемостью подакцизной газировки решится сам с собой в случае введения маркировки на этот вид продукции, говорит еще один участник совещания. Соответствующий эксперимент с безалкогольными напитками планируется начать с 15 мая и завершить в феврале 2024 г. Но отработка всей схемы по внедрению маркировки тоже может занять какое-то время, учитывая в том числе появившиеся сложности с оборудованием из-за ухода ряда зарубежных компаний, считает Назарова. По ее мнению, это тоже может сказаться на ценах. Стоимость таких напитков в любом случае вырастет после ввода акциза, полагает Антонов.

Уточнение. Представитель Центра развития перспективных технологий (оператор системы маркировки) уже после выхода материала сообщил, что в компании считают маркировку эффективным способом администрирования акциза на сладкие напитки. При этом он добавил, что внедрение системы не окажет заметного влияния на их стоимость. Роста цен не произошло ни в одной из 11 групп товаров, которые уже сегодня маркируются, заверил представитель оператора.