Структура НМТП и «Металлоинвеста» построит перегрузочный комплекс в Новороссийске

Новые причалы используют для перевалки металлургической продукции
Сегодня Новороссийский судоремонтный завод переваливает всего 3,5 млн т грузов в год/ «НМТП»

Компания «Универсальный перегрузочный комплекс Новороссийского судоремонтного завода» (УПК НСРЗ) на условиях концессии расширит причальную инфраструктуру в Новороссийске для перевалки металлургических грузов. Это следует из распоряжения правительства, опубликованного 16 мая на официальном интернет-портале правовой информации. УПК НСРЗ на 75% принадлежат Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП), 25% – у Лебединского ГОКа «Металлоинвеста».

ФГУП «Росморпорт», в хозяйственном ведении которого сейчас находятся объекты, передаст Росморречфлоту семь причалов Новороссийского судоремонтного завода, говорится в документе. Росморречфлот, в свою очередь, обязан за 60 дней вместе с будущим концессионером подготовить соглашение и согласовать его с Минфином, Минэкономразвития, Минтрансом и ФАС. В течение 75 дней со дня вступления в силу распоряжения УПК НСРЗ должен подписать концессионное соглашение сроком на 49 лет с правом продления еще на пять.

Концессионер ежегодно будет выплачивать государству сумму, которая в общей сложности за весь период не должна превысить 9,4 млрд руб. Согласно графику платежей, сумма будет последовательно расти: от 58,7 млн руб. в первый календарный год и до 430,9 млн руб. на 46-й календарный год действия договора.

В рамках соглашения инвестор создаст два грузовых причала длиной не менее 267,5 м и глубиной не менее 15,61 м. Такие причалы позволят обслуживать одновременно два грузовых судна типоразмера Panamax дедвейтом около 80 000 т каждое либо одновременно одно судно Capesize дедвейтом 180 000 т и одно Panamax. Через них планируется перевалка генеральных (черных металлов, заготовок, листовой стали), навалочных (чугуна в чушках, железорудного сырья) и других видов грузов. Также будет создано два причала вспомогательного флота.

В конце 2020 г. НМТП проводил конкурс на проектирование универсального перегрузочного комплекса на 10,5 млрд руб. Годовой грузооборот комплекса должен составить 12 млн т. Сегодня Новороссийский судоремонтный завод переваливает всего 3,5 млн т грузов в год.

Представитель ФАС заявил «Ведомостям», что ведомство получило основные условия данного концессионного соглашения и направило свою позицию в Минтранс (в чем она заключается, он не пояснил).

«Ведомости» также направили запросы в НМТП, «Транснефть» (контролирует 60,63% НМТП), «Металлоинвест», Росморречфлот, Минтранс, Минфин и Минэкономразвития.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что после начала СВО на Украине и введения санкций, из-за которых российские компании потеряли европейские рынки, важность черноморских портов для осуществления экспорта «существенно выросла». «Раньше грузы для потребителей из Европы в основном шли через порты Балтики, сейчас значительный объем поставок переориентирован в страны Азии, Ближнего Востока и Северной Африки через порты юга России», – пояснил эксперт. При этом железнодорожная инфраструктура на подходах к черноморским портам, по его словам, сильно перегружена, в том числе в связи с активизацией пассажирского движения из-за прекращения работы аэропортов. В связи с этим наблюдаются масштабные проблемы с пропускной способностью, растет количество брошенных поездов на сети РЖД, увеличиваются простои вагонов, констатирует Бурмистров.

Кроме Новороссийска, через который вырос и контейнерный оборот, по его словам, наблюдается масштабный рост грузооборота порта Тамань. С учетом расшивки железнодорожной инфраструктуры и расширения мощностей универсального перегрузочного комплекса инвестиции в проект, по оценкам Бурмистрова, могут достигнуть 80 млрд руб., или $1 млрд.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает концессионное соглашение «оптимальным вариантом» для масштабной реконструкции инфраструктурного объекта, находящегося в госсобственности. «Государство фактически передает объект концессионеру без оформления на него права собственности, чтобы он вложил большую часть средств, в то время как концедент компенсирует ему выпадающие доходы, если объект не получает запланированный доход во время эксплуатации», – отметил он. Выбор концессионера без проведения конкурса юрист связывает с «длинным сроком концессионного соглашения и спецификой объекта».