Мясоперерабатывающий завод «Ремит» хочет выпускать треугольную колбасу под брендом «Тоблерон»

Роспатент может отказать ему в регистрации этого торгового знака
remit.ru

Мясоперерабатывающий завод «Ремит» направил в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Тоблерон». Как следует из реестра службы, предприятие намерено выпускать под этой маркой колбасу и мясные деликатесы. Представитель «Ремита» эту информацию подтвердил, уточнив, что колбаса будет «не совсем обычной формы, треугольной». Тактика регистрации нетрадиционных для колбасного рынка названий работает более чем эффективно для привлечения внимания покупателей к конкретному продукту и это не требует дополнительных вложений в продвижение, добавляет собеседник «Ведомостей». К примеру, ранее предприятие подало заявки на регистрацию знаков «КабернеСвиньон» (предназначен для одной из федеральных сетей алкомагазинов), а также «Докторская и точка», «Бекон и точка», Wi-Fi и проч.

Сам завод находится в Подольске и производит более 300 наименований продукции. Владельцы предприятия – бизнесмены Владимир Конозаков (он также имеет доли в ряде мясокомбинатов, производителях кормов и инвестировал в производителя молока «Русское поле») и Рустем Мухаметшин. Выручка «Ремита» по итогам 2022 г. составила 10,6 млрд руб., а чистая прибыль – 1,9 млрд руб.

Права на товарный знак Toblerone принадлежат американской Kraft Foods до 2027 г. Эта компания входит в холдинг Mondelez, который выпускает также шоколад Milka и Alpen Gold, печенье Oreo и проч. После начала СВО она приостановила инвестиции в Россию, но с рынка не ушла. Выручка «Мондэлис Русь» по итогам 2022 г. составила 91,9 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса».

Знак Toblerone зарегистрирован только в отношении 30-го класса международной классификации товаров и услуг (МКТУ), говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Это значит, что без разрешения правообладателя нельзя выпускать и продавать кофе, чай, муку, мучные и кондитерские изделия, сахар, дрожжи, специи, приправы и т. д. Но это ограничение распространяется и на сходные c Toblerone обозначения вне зависимости от написания (например, кириллицей) и вне зависимости от того, в каком классе регистрируется такая марка. Поэтому возникают риски признания такого товарного знака, написанного кириллицей, сходным до степени смешения с брендом Kraft Foods, поясняет юрист. А это значит, что «Ремиту» могут запретить использование такой марки, продукция под данным торговым знаком подлежит изъятию, а законному правообладателю должен быть возмещен ущерб.

С ним согласен и глава практики цифрового права Seamless Legal Владислав Елтовский, который также считает, что такую регистрацию можно признать актом недобросовестной конкуренции. Он указывает, что у Kraft Foods есть охраняемые бренды в том числе и по 29-му классу МКТУ, к которому относятся и колбасные изделия. В связи с этим он предполагает, что Роспатент может отказать «Ремиту» в регистрации «Тоблерона».

Федюкин, впрочем, допускает, что если «Ремит» не будет злоупотреблять правом и не станет копировать, например, элементы оформления и иные отличительные черты продукции Kraft Foods, то торговый знак в итоге зарегистрируют. Впрочем, раз мясоперерабатывающий завод «Ремит» решился на регистрацию знака «Тоблерон», можно предположить, что консультанты по интеллектуальной собственности оценили шансы на удачу достаточно высоко, считает творческий директор «Бюро названий» Вадим Дунаев.

После того как западные бренды стали объявлять об уходе из России, заявки в Роспатент на регистрацию популярных марок посыпались как из рога изобилия, отмечает Дунаев. По его словам, обычно этим занимались индивидуальные предприниматели, которые в порыве энтузиазма могли подать на регистрацию сразу несколько десятков мировых брендов, но в большинстве случаев заявки остались неоплаченными. А там, где экспертизу все-таки оплатили, от патентного ведомства пришел логичный отказ. Например, российские компании предпринимали попытки зарегистрировать товарные знаки McDonald’s, Visa, Mastercard, Audi и Mercedes-Benz, Levi’s, Christian Dior, Shiseido и Clarins и многие другие, но успехом они не увенчались, напоминает юрист адвокатского бюро «Пропозитум» Алина Шлеева. По ее словам, иностранные компании не торопятся отказываться от своих брендов в России, они действуют и продолжают охраняться.

Впрочем, российские предприниматели периодически пытаются добиться отмены этой охраны. Производитель водки «Чарочка», Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл», оспаривает в суде охрану товарных знаков «Пираты Карибского моря» и Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest по причине их неиспользования. А в январе этого года суд по интеллектуальным правам по иску петербургского индивидуального предпринимателя Ильи Кузнецова досрочно прекратил правовую охрану в России бренда Rebel, принадлежавшего парфюмерной компании L’Oréal.