Авиадиспетчерам предоставят господдержку на 5 млрд рублей

Но этой субсидии может хватить только до осени
Алексей Куденко / РИА Новости

Минфин России согласовал выделение ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ФГУП «ГК по ОрВД», подконтрольно Росавиации, отвечает за аэронавигационное обслуживание авиакомпаний на территории РФ) субсидии на 2023 г. в размере 5 млрд руб. Об этом 25 мая сообщил «Ведомостям» представитель министерства.

Представитель Росавиации, в свою очередь, пояснил, что субсидия будет доведена до агентства после публикации соответствующего распоряжения правительства РФ, после чего ведомство незамедлительно направит средства в ГК по ОрВД.

Но предприятию до конца 2023 г. потребуется дополнительное финансирование сверх обсуждаемых 5 млрд руб., заявил «Ведомостям» руководитель юридической службы Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД) Олег Бабич. По его словам, субсидии в 5 млрд руб. хватит в лучшем случае до осени. К концу года из-за дефицита ликвидности вероятны задержки заработной платы либо неисполнение госкорпорацией обязательств перед контрагентами, считает Бабич.

В 2022 г. правительство субсидировало работу предприятия на 18 млрд руб. Минтранс просил у Минфина 10 млрд руб. субсидий на 2023 г.

Предоставление ГК по ОрВД субсидии в размере 5 млрд руб. обсуждалось на заседании правительства РФ 25 мая. В ходе заседания премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что в условиях недружественных действий ряда государств значительно сократилось число рейсов иностранных компаний в небе над Россией. Тем не менее, по его словам, ГК по ОрВД предоставляет аэронавигацию не менее чем для 1 млн полетов.

«Рассмотрим сегодня вопрос о направлении 5 млрд руб. для непрерывного обслуживания полетов на территории страны. Эти средства помогут обеспечить должный уровень их безопасности и, что очень важно, сохранить высококвалифицированный коллектив», – отметил Мишустин (его слова приводятся на официальном сайте правительства). О принятии решения по этому вопросу по итогам заседания пресс-служба кабмина не сообщала.

В начале 2020 г. ГК по ОрВД, по данным «Коммерсанта», имела в распоряжении 85,3 млрд руб. Накопить эту сумму помогла резкая девальвация рубля в 2014–2015 гг. Основной доход ГК по ОрВД получала тогда от зарубежных авиакомпаний, летавших над территорией России: ставки сборов за аэронавигационное обслуживание иностранных перевозчиков существенно выше, чем российских. После начала пандемии COVID-19 число международных рейсов кратно сократилось, из-за чего упали и доходы ФГУП.

Выручка «ГК по ОрВД» в 2022 г. упала на 15% до 70,5 млрд руб., чистый убыток по РСБУ увеличился на 47% до 25,5 млрд руб. Выручка ФГУП от аэронавигационного обслуживания снизилась на 36% до 51,5 млрд руб. Доходы от российских авиакомпаний упали на 12% до 11,7 млрд руб., от иностранных - на 48% до 29,9 млрд руб. Из 19 млрд руб. прочих доходов 17,9 млрд руб. составили госсубсидии.

Бабич утверждает, что за последние два года численность персонала ГК по ОрВД уменьшилась на 4500 человек. По его словам, до 2020 г. на предприятии работало около 30 000 человек, из которых около 9000 специалистов были заняты непосредственно управлением воздушным пространством. Остальные – инженерный состав, административный корпус, обслуживающие подразделения. В 2023 г. на предприятии работают 25 000–26 000 человек, количество сотрудников постоянно меняется «то в большую, то в меньшую сторону», говорит Бабич. В отдельных подразделениях ФГУП, по его словам, наблюдается «значительная нехватка» авиадиспетчеров.

«Сложно представить новые объемные сокращения персонала на предприятии, так как это скажется на безопасности полетов», – объяснил представитель ФПАДа. По его словам, с середины 2021 г. средняя зарплата на предприятии упала на 20–30%, из-за чего произошел отток кадров, в частности IT-специалистов. «Сегодня она ниже рынка», – утверждает представитель профсоюза. Он добавил, что сегодня оплата труда персонала занимает половину расходной части бюджета ГК по ОрВД.

«Данные средства позволят обеспечить безопасное аэронавигационное обслуживание не менее 1 млн полетов, поддержать текущую финансовую деятельность предприятия, сохранить высококвалифицированный персонал», – говорит представитель Росавиации. Он добавил, что вопрос дальнейшей поддержки ГК по ОрВД может быть рассмотрен по итогам анализа ее финансового состояния «за отчетный период». Какой период подразумевается под отчетным, представитель ведомства не пояснил.

«Подчеркнем, что вопрос безопасности полетов является высшим приоритетом авиационных властей, поэтому финансовое состояние ГК по ОрВД находится на постоянном контроле. Вопрос реорганизации предприятия не рассматривается», – подчеркнули в пресс-службе.

В правительстве РФ переадресовали вопросы «Ведомостей» в Минтранс и Росавиацию. «Ведомости» направили запросы в Минтранс и крупные авиакомпании: «Аэрофлот», S7, «Победа», UTair.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов уверен, что для стабильной работы ГК по ОрВД требуется комплекс мер. «Размер [обсуждаемой правительством] субсидии небольшой, до конца года ее точно не хватит. Но сам факт предоставления господдержки стоит оценивать положительно», – говорит он.

Эксперт считает, что в силу ограниченности ресурсов федерального бюджета потребуется сократить расходную часть предприятия. Для этого потребуется закрыть часть диспетчерских пунктов на небольших аэродромах с низкой интенсивностью полетов. «При этом нельзя терять высококвалифицированных диспетчеров крупных узловых аэропортов, которые будут необходимы, когда пассажиропоток начнет расти», – подчеркивает Борисов.

С другой стороны, по словам эксперта, в отсутствие возможности российских авиакомпаний летать по востребованным международным маршрутам авиавластям необходимо стимулировать полеты в Россию перевозчиков из Китая, Юго-Восточной Азии и других стран. «Где-то можно поступиться паритетом с зарубежными авиакомпаниями. Для развития рынка сегодня нужны временные меры по стимулированию международных перевозок с дружественными странами», – говорит Борисов.