Энергетический уголь подешевел до минимума с января 2022 года

Дальнейшее падение котировок создаст проблемы для российских экспортеров
Европейские цены на энергетический уголь упали до минимума с января 2022 г./ Андрей Гордеев / Ведомости

Цена энергетического угля в Европе снижается вслед за спотовыми котировками на газ и уже достигла минимума с января 2022 г., свидетельствуют данные биржи ICE.

Стоимость фьючерсов на энергоуголь с доставкой в июне в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена (ARA) 25 мая впервые в этом году опустилась ниже $100 за 1 т, а 26 мая снизилась до $98 за 1 т. В последний раз уголь в Европе стоил дешевле в середине января прошлого года. С начала 2023 г. энергетический уголь в Европе подешевел почти вдвое – на 47%.

Снижаются также котировки австралийского и южноафриканского угля. 26 мая цена фьючерсов на уголь из ЮАР на базисе FOB (погрузка на судно) Ричардс-Бей c поставкой в октябре также опустилась до минимума с января 2022 г., составив $98,7 за 1 т (-41% к январю 2023 г.). Стоимость июльских фьючерсов на австралийский уголь (FOB Ньюкасл) опустилась до минимума с февраля прошлого года – $139 за 1 т (в 2,1 раза ниже, чем в январе 2023 г.).

Уголь дешевеет вслед за газом. 25 мая спотовые цены на газ в Европе впервые с января 2021 г. опустились ниже $300 за 1000 куб. м. А 26 мая июньские фьючерсы на хабе TTF в Нидерландах торговались в диапазоне $262–286 за 1000 куб. м, что втрое ниже, чем в начале января, свидетельствуют данные биржи ICE. Цены на газ в Азии, по данным индекса Platts и расчетам «Ведомостей», 25 мая составляли $334 за 1000 куб. м – это также втрое ниже, чем в начале января этого года.

Аналитики объясняют наблюдающееся снижение цен на уголь также сокращением спроса на фоне завершения отопительного сезона. Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что спрос на уголь в ЕС в принципе снижается: по данным аналитического центра Ember, выработка электроэнергии на угольных ТЭС в Евросоюзе в январе – апреле 2023 г. упала на 13% к аналогичному периоду прошлого года.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев добавляет, что при этом на рынке растут объемы предложения энергоугля из Австралии и Южной Африки. По словам Родионова, на угольных котировках отражается также и общее охлаждение сырьевых рынков в 2023 г.

В марте 2022 г. цены на уголь на фоне начала СВО России на Украине достигали исторического максимума: в ходе торгов 7 марта цена ARA, по данным ICE, приближалась к $465 за 1 т (цена закрытия – $311 за 1 т). Затем в марте – апреле топливо подешевело, но все равно торговалось выше отметки $200 за 1 т. В середине июня рост цен на уголь в Европе возобновился на фоне проблем с поставками российского газа, и летом котировки достигали $400 за 1 т, после чего пошли вниз.

Российский уголь в ЕС сейчас не экспортируется: европейское эмбарго на его поставки действует с 10 августа 2022 г. (в рамках пятого пакета антироссийских санкций). Российские угольные компании вынуждены были перестроить логистику, чтобы перенаправлять эти объемы на азиатский рынок («Ведомости» писали об этом 17 августа 2022 г.). Из мартовской презентации Минэнерго РФ следует, что экспорт угля (энергетического и коксующегося) из России в прошлом году составил 221,2 млн т, что на 1% меньше, чем годом ранее. Добыча угля выросла на 0,3% до 443,6 млн т.

Цена на топливо в ЕС является одним из бенчмарков, которые влияют на экспортные российские цены. С конца 2022 г. российские угольщики наращивают вывоз через порты Северо-Запада страны («Ведомости» писали об этом 26 января). В апреле, по данным центра ценовых индексов Газпромбанка, перевалка угля в портах Северо-Запада обогнала перевалку на Дальнем Востоке (4,9 млн т против 4 млн т). Бенчмарк для цены поставок через дальневосточные порты – стоимость австралийского угля.

Из-за санкций российские угольщики вынуждены продавать свою продукцию за рубеж с дисконтом к международным индексам. В июле 2022 г., когда стоимость энергоугля на глобальном рынке превышала $400 за 1 т, скидки на топливо из России, по данным Центра развития энергетики (ЦРЭ), достигали $200 за 1 т, или около 50% относительно региональных бенчмарков, а в октябре выросли до 70% («Ведомости» писали об этом 7 октября 2022 г.). В декабре дисконт для российского угля с отгрузкой из портов Балтики по отношению к бенчмарку в Северо-Западной Европе составлял 53%, для дальневосточного экспорта к австралийскому – 60%. К концу февраля, по данным ЦРЭ, дисконты сократились до 30–35%.

По мнению Калачева, динамика цен на уголь в ЕС летом во многом будет зависеть от климатических условий: в случае сильной жары вырастет энергопотребление, за которым подтянутся и цены на уголь. Динамика к концу года, по его словам, будет зависеть не только от похолодания, но и от размера запасов в ЕС газа и угля к новому отопительному сезону. В Азии стоимость угля, продолжает Калачев, должна реагировать на спрос в КНР и объемы предложения в Юго-Восточной Азии, Австралии и Южной Африке.

В то же время эмбарго ЕС на поставки из России рынок «уже воспринимает как норму», считает Родионов. По его мнению, предпосылок для роста цен на уголь в этом году нет: острая фаза энергокризиса уже позади и средние цены по итогам года «не будут выше текущего уровня». Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов считает вероятным дальнейшее снижение цен в пределах $10 на 1 т.

По словам Красноженова, сейчас российский уголь на Дальнем Востоке продается «без существенных дисконтов к мировым аналогам». По данным Альфа-банка, 19 мая российский уголь с калорийностью 6000 ккал с поставкой в июне – июле торговался по $86 за 1 т на базисе FOB Балтийское море и $92 за 1 т на базисе FOB Тамань. На Дальнем Востоке цена была $116 за 1 т (FOB порт Восточный).

По оценке Калачева, поставки российского энергоугля за рубеж сохраняют безубыточность при экспортных ценах не ниже $80 за 1 т, прибыльность – не ниже $100 за 1 т. «Падение рыночных цен до этих уровней сужает пространство для дисконта, сокращает конкурентоспособность предложения и привлекательность экспорта», – говорит он. По оценке Красноженова, крупные российские экспортеры могут «выдержать уровень цен» в портах погрузки $70–80 за 1 т. Но падение ниже $60 за 1 т, по его мнению, будет некомфортным для экспортеров без собственного вагонного парка и портовых мощностей.

В крупных российских угольных компаниях не ответили на запросы «Ведомостей» на момент публикации.