Российские нефтяники нарастили ввод нефтяных скважин в апреле на 16,5%

Компании не отказываются от своих инвестиционных планов, поясняют аналитики
Ввод новых нефтяных скважин в России в апреле 2023 г. вырос на 16,5% по сравнению с апрелем прошлого года/ Евгений Разумный / Ведомости

Ввод новых нефтяных скважин в России в апреле 2023 г. вырос на 16,5% по сравнению с апрелем прошлого года и составил 627 шт. Об этом сообщили два источника «Ведомостей», знакомых со статистикой Минэнерго. Рост показателя у вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) составил 15,5% (введено 559 скважин), а у прочих производителей – 25% (65 скважин).

За первые четыре месяца года ввод нефтяных скважин в России вырос на 11% в годовом выражении до 2628 шт. Основной рост пришелся на ВИНК, которые нарастили вводы на 12% до 2388. Прочие производители, в том числе независимые нефтяные компании, показали более скромный рост – на 4% до 238 скважин. Еще три скважины, как и за аналогичный период 2022 г., ввел «Новатэк», одну – оператор проекта «Сахалин-2» «Сахалинская энергия».

В комментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» указано, что российские компании бурят эксплуатационные скважины в рамках производственных и инвестиционных программ. Бурение направлено на поддержание текущих уровней добычи и на обеспечение ввода в эксплуатацию новых нефтегазовых месторождений, поясняется там. По данным Минэнерго, проходка в поисково-разведочном бурении в России растет с 2015 г.

Ввод новых скважин увеличивается на фоне добровольного сокращения добычи нефти в России. В феврале 2023 г. курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак впервые объявил, что в марте добычу планируется сократить на 500 000 барр./сутки к уровню февраля. Затем это решение продлили до июля, а после – до конца 2023 г. О достижении целевого уровня Новак сообщил в конце апреля. С 1 мая к сокращению присоединилось еще восемь стран ОПЕК+, в том числе Саудовская Аравия. Общее сокращение добычи до конца года составит 1,66 млн барр./сутки. По словам Новака, добыча нефти в России в 2023 г. может сократиться до 515 млн т, т. е. на 3,7%. Несмотря на это, в апреле прирост числа новых скважин с начала года был выше, чем по итогам января – марта (+10%).

Проходка в эксплуатационном бурении также растет, отмечают собеседники «Ведомостей». За январь – апрель 2023 г. она составила 9,4 млн м, что на 5,4% выше плана. Перевыполнить его удалось также благодаря ВИНК, которые нарастили проходку на 6,4% до 8,9 млн м. Прочие производители отстали от плана на 10,3% и пробурили лишь 522 800 м. Также российские компании наращивают горизонтальное бурение: 5,7 млн м за январь – апрель 2023 г. В апреле проходка горизонтальным бурением выросла по сравнению с уровнем января на 21,7% до 1,6 млн м.

Горизонтальное бурение производится с помощью роторных управляемых систем (РУС), которые ранее поставляли в Россию из-за рубежа. Но после начала СВО на Украине большая четверка нефтесервиса – Baker Hughes, SLB (Schlumberger), Halliburton и Weatherford – объявила о приостановке работы в России. По данным консалтингового агентства «Яков и партнеры», в 2021 г. на эти компании приходилось 20% нефтесервисного рынка России («Ведомости» писали об этом 3 марта). Аналитики также отмечали, что Россия на 100% зависит от импорта РУС. Но в начале 2025 г. «Технологии ОФС» (бывшая Baker Hughes в России) планирует запустить производство РУС в России, заявлял президент компании Давид Гаджимирзаев в интервью «Ведомостям» 11 мая.

На этом фоне, отмечают собеседники «Ведомостей», эксплуатационный фонд скважин в России вырос на 0,6% в апреле по сравнению с январем 2023 г. до чуть более 188 000 шт. Число скважин, дающих продукцию, за этот период снизилось на 2,5% до 154 300 шт., а количество неработающих и бездействующих скважин, наоборот, выросло на 14,5 и 17,6% до 24 400 и 33 700 шт. соответственно. Неработающие скважины – скважины, вышедшие из бурения или капремонта, а также остановленные, из которых извлечено оборудование. К бездействующим скважинам относятся те, которые не давали притока нефти в последнем месяце отчетного периода.

Существующий рост – это последствия предыдущих «жирных» периодов с высокими ценами на нефть и высоким спросом, говорит источник «Ведомостей» в одной из нефтяных компаний. «В нынешней ситуации, когда санкционное давление на энергетику превосходит все мыслимые пределы, отрасль работает на пределе своих возможностей и нуждается в поддержке государства, – отмечает собеседник. – Если налоговая нагрузка на отрасль хотя бы немного не снизится, то у компаний не будет возможности финансировать инвестпрограммы, что, в свою очередь, повлияет на уровень добычи в последующие годы».

У России остаются долгосрочные планы по наращиванию добычи, поясняет старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Именно поэтому компании продолжают реализовывать долгосрочные инвестпрограммы, которые подразумевают ввод новых добывающих мощностей. По его словам, то же самое происходило в период пандемии в 2020 г., когда в рамках соглашения ОПЕК+ компаниям пришлось оперативно сокращать добычу, но они не отказывались от наращивания ресурсной базы и запуска новых проектов.

Компаниям приходится бурить больше скважин после ухода из России иностранных нефтесервисных компаний, добавляет аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Эти компании предоставляли услуги по интенсификации добычи и увеличению нефтеотдачи, а также помогали разрабатывать трудноизвлекаемые запасы нефти, добавляет аналитик.

По мнению Блохина, российские нефтекомпании, как и три года назад, вероятно, были вынуждены сократить добычу за счет низкорентабельных активов с высокой степенью истощенности и обводненности запасов. При необходимости компании могут оптимизировать добычу за счет консервации низкодебитного фонда скважин, поясняет Блохин. Такими инструментами и опытом кризисного управления обладают именно ВИНК, что и объясняет интенсификацию бурения на их активах, заключает он.

Количество неработающих скважин могло вырасти и из-за роста числа ремонтов на них и удлинения периода ожидания ремонтов, добавляет главный аналитик «Открытие инвестиций» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. По его мнению, в будущем восстановление добычи нефти в России «не должно быть сложной задачей», потому что сокращение на 500 000 барр./сутки невелико по сравнению с сокращением 2020 г. Тогда Россия в рамках соглашения ОПЕК+ сокращала добычу на 2,5 млн барр./сутки.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие российские нефтегазовые компании.