«Газпром» отложил запуск завода по производству СПГ из метана угольных пластов

Экономическая целесообразность проекта сейчас под вопросом, считают эксперты
Дегазацию угольных шахт приходится проводить постоянно, чтобы обезопасить горняков от взрывов метановоздушной смеси/ Константин Михальчевский / РИА_Новости

Компания «Газпром добыча Кузнецк» (входит в «Газпром») отложила запуск первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) из метана угольных пластов на базе Нарыкско-Осташкинского метаноугольного месторождения в Кемеровской области. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с планами компании, и подтвердили в пресс-службе правительства региона.

«Газпром добыча Кузнецк» начала строительство среднетоннажного СПГ-завода мощностью 220 000 т еще в 2021 г. («Ведомости» писали об этом 21 июня 2021 г.). Тогда планировалось, что первая очередь завода будет запущена в 2023 г., а выход на полную мощность произойдет в 2024 г.

Произведенный на проекте СПГ должен использоваться для карьерной техники и объектов ЖКХ. Также планируется увеличить число газовых заправок в Кемеровской области.

Теперь запуск завода запланирован не ранее 2026 г., сообщил «Ведомостям» представитель администрации Кемеровской области. При этом в 2026 г. будет запущена только первая очередь проекта мощностью 3 т/ч, т. е. порядка 26 300 т в год. Срок запуска второй очереди, которая предусматривает выход завода на проектную мощность 24 т/ч, или 220 000 т в год (две линии по 110 000 т в год каждая), будет определен позднее, говорит собеседник.

Сдвиг сроков представитель администрации Кузбасса объясняет «актуализацией действующей технологической схемы разработки Нарыкско-Осташкинского месторождения». При этом на совещаниях минпромторга Кузбасса с «Газпромом», по словам собеседника, проблемы с технологиями и оборудованием не поднимались.

Сейчас уже разработана проектная документация по строительству газопроводов для подключения скважин, обустройству СПГ-завода, строительству ЛЭП и подъездной дороги для запуска первого этапа проекта.

«Газпром добыча Кузнецк» владеет совмещенной лицензией на разведку и добычу метана угольных пластов в пределах Южно-Кузбасской группы угольных месторождений в Кемеровской области, в том числе на Нарыкско-Осташкинском и Талдинском месторождениях и Тутуясско-Распадской площади. Суммарные извлекаемые запасы метана в рамках лицензии составляют 50,6 млрд куб. м, геологические – 248 млрд куб. м, ресурсы метана превышают 600 млрд куб. м. Запасы Нарыкско-Осташкинского месторождения по категориям С1 + С2 составляют 165,3 млрд куб. м.

По оценке «Газпрома», прогнозные ресурсы метана в угольных бассейнах России оцениваются в 83,7 трлн куб. м, Кузбасса – 13 трлн куб. м. Потенциальный уровень добычи метана угольных пластов в Кузбассе компания оценивает в 4 млрд куб. м в год, в долгосрочной перспективе – в 18–21 млрд куб. м в год.

В феврале 2023 г. замгубернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов сообщал, что правительство РФ разработает дорожную карту по масштабированию проекта по добыче метана из угольных пластов в Кузбассе. А в мае гендиректор «Газпром добыча Кузнецк» Вадим Настека предлагал в Госдуме включить требования по извлечению метана в лицензии на добычу угля и обязать угольные компании вести предварительную дегазацию. Он отмечал, что компания готова стать единым оператором по дегазации угольных пластов и производству продукции из полученного метана (цитата по «Интерфаксу»).

Еще один проект по производству в Кузбассе СПГ из угольных пластов планирует «Криогаз-Кузбасс». Мощность СПГ-комплекса на начальном этапе должна составить около 1,5 т/ч (примерно 13 100 т в год) с последующим увеличением до 12 т/ч (105 100 т в год). Сроки реализации проекта не определены.

Промышленная добыча метана из угольных пластов сегодня ведется в США, Австралии, Канаде и Китае. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что в Австралии такие проекты позволяют реализовывать даже крупнотоннажные СПГ-проекты. Он напоминает, что технология дегазации угольных пластов есть и в России, но полученный газ в дальнейшем не используется (как правило, сжигается. – «Ведомости»).

Гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов указывает, что главной проблемой добычи метана из угольных пластов является высокая себестоимость. Производство СПГ и его продажа в качестве топлива для автотранспорта позволят улучшить экономику добычи, считает он. Введение норматива по дегазации угольных пластов до начала добычи угля, по его мнению, также «откроет возможности» для привлечения финансирования со стороны угольных компаний.

Эксперты отмечают, что необходимые технологии для строительства мало- и среднетоннажных СПГ-заводов у «Газпрома» есть. Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников добавляет, что для западных компонентов оборудования уже подобраны аналоги из Китая, поэтому вопросы, скорее всего, возникают к добычной части проекта. Юшков подчеркивает, что для «Газпрома» в условиях резкого снижения объемов экспорта проект не столь интересен – у холдинга есть свободные объемы газа на действующих месторождениях.

Шапошников говорит, что стоимость проекта в Кемеровской области за два года могла вырасти примерно на 50%, так как «объем импортных компонентов оборудования все еще значителен». В 2021 г. необходимый объем инвестиций оценивался в $200–300 млн.

В Минэнерго переадресовали вопросы «Ведомостей» в «Газпром», там не ответили на запрос.