В правительстве расширяют список трудноизвлекаемых запасов нефти

После частичной отмены налоговых льгот разработка таких залежей стала нерентабельной
Добычу трудноизвлекаемых углеводородов – сланцевых нефти и газа – активно осваивают в США и Канаде/ LARRY W. SMITH / EPA / ТАСС

Межведомственная рабочая группа, созданная по инициативе Минприроды, предложила расширить критерии отнесения залежей углеводородов к трудноизвлекаемым запасам (ТРИЗ) в новом проекте классификатора. Об этом говорится в докладе Роснедр. С ним ознакомились «Ведомости». «Предложено расширить критерии отнесения тех или иных залежей углеводородов к трудноизвлекаемым в зависимости от особенностей геологического характера, фильтрационно-емкостных свойств, физико­-химических свойств, фазового состояния в пластовых условиях (нетрадиционные запасы газа)», – поясняется в докладе.

Сейчас основная добыча нефти и газа идет из относительно простых для разработки отложений, когда углеводороды легко выкачиваются из пластов на поверхность. ТРИЗ, для разработки которых нужны специальные технологии, начали активно осваиваться в последние десятилетия по мере сокращения запасов более доступных углеводородов. К ТРИЗ сейчас относятся залежи баженовской, абалакской, хадумской и доманиковой свит (объединение горных пород), а также сверхвязкая нефть вязкостью 10 000 мПа с и более в пластовых условиях и нефть в коллекторах проницаемостью не более 0,002 кв. мкм.

По данным Роснедр, текущие ТРИЗ нефти в России составляют 16,5 млрд т. Из них 38% приходится на удаленные лицензионные участки, 27% – на низкопроницаемые залежи, 21% – на тюменские залежи, а еще 4% – на шельф. Разведанные ТРИЗ углеводородов в России за последние девять лет выросли на 30%, сообщала в апреле 2023 г. начальник управления нефти, газа, подземных вод и сооружений Роснедр Нина Ерофеева. Доля ТРИЗ нефти в российской добыче растет. В 2021 г. их доля в общей добыче нефти составила 31,7%. Добыча трудноизвлекаемой нефти в 2022 г. выросла на 3,8% до 166 млн т.

Сейчас компании-недропользователи могут получить лицензии на создание технологических полигонов (экспериментальных площадок) на абалакской, ачимовской, баженовской, доманиковой и хадумской свитах и запасах сверхвязкой нефти. Всего в России было выдано 10 таких лицензий: по две «Роснефти» и «Газпром нефти», одна «Татнефти» и еще пять «Ставропольнефтегазу».

Рабочая группа предложила расширить определение ТРИЗ по критерию фильтрационно-емкостных свойств до показателя проницаемости менее 0,004 кв. мкм. По физико-химическим свойствам к ТРИЗ предложили отнести залежи высоковязкой нефти от 200 до 10 000 мПа с в пластовых условиях.

Также рабочая группа предложила расширить перечень залежей, которые относятся к ТРИЗ по стратиграфическому признаку (особенностям породы). Компании могут получить право пользования этими залежами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи ТРИЗ. В этот перечень предложили включить залежи доюрского комплекса пород и кумско-керистринской свиты. Кроме того, рабочая группа проработала предложения по критериям отнесения запасов газа к ТРИЗ (подробности в докладе не приводятся).

Рабочая группа также дала «предложения и рекомендации по применению существующих налоговых и неналоговых стимулов» для разработки ТРИЗ.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы крупнейших российских нефтяных компаний. В пресс-службе Минэнерго запрос «Ведомостей» перенаправили в Минприроды.

Представитель Минприроды пояснил «Ведомостям», что новая классификация ТРИЗ необходима, чтобы систематизировать залежи углеводородов, разработка которых требует новых технологий для их рентабельной добычи. На основе классификатора министерство планирует расширить виды ТРИЗ, на которых компании могут создавать технологические полигоны. Это позволит компаниям получать лицензии на полигоны бесплатно с минимальными ежегодными платежами. «На данный момент совместно с Минфином и Минэнерго Минприроды обсуждает механизмы стимулирования разработки технологий на технологических полигонах ТРИЗ», – добавил представитель Минприроды.

Представитель Минфина подтвердил «Ведомостям», что создание классификатора ТРИЗ обсуждается в рамках межведомственной рабочей группы.

Для стимулирования разработки ТРИЗ ведомства обсуждали частичную компенсацию затрат на исследования и разработку компаниям, которые работают на ТРИЗ в режиме технологического полигона. Об этом в декабре 2022 г. сообщал «Интерфаксу» представитель Минприроды. Компенсации предлагалось выдавать при соблюдении инвестиционных обязательств по разработке технологий, снижению их себестоимости, масштабированию на залежах с похожими характеристиками.

Также в сентябре прошлого года министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов предложил ввести понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на начальных этапах запуска проекта по разработке ТРИЗ. В октябре он говорил «Интерфаксу», что Минприроды предлагает для стимулирования разработки ТРИЗ ввести повышающий коэффициент к затратам на геологоразведочные работы при расчете налога на прибыль.

ТРИЗ сейчас есть в портфеле всех крупных нефтяных компаний в России, отмечает старший аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин. Например, существенный объем добычи сверхвязкой нефти есть у «Лукойла» и «Татнефти». По его словам, нефтяной отрасли России необходимо развивать разработки ТРИЗ, потому что качество традиционных запасов нефти со временем снижается. Бахтин отмечает, что при введении дополнительных стимулов для разработки ТРИЗ нужно найти баланс между развитием отрасли и поступлениями нефтегазовых налогов в бюджет.

Консультант компании «Выгон консалтинг» Никита Зотов напоминает, что сейчас для части труднодоступных запасов, например тюменской свиты в Западной Сибири, действуют понижающие коэффициенты НДПИ. «Это наряду с развитием технологий горизонтального бурения и гидроразрыва пласта является стимулом для вовлечения в добычу данных категорий ТРИЗ», – считает он. Но частичная отмена льгот на НДПИ привела к тому, что разработка запасов сверхвязкой нефти стала убыточной, поэтому компании не мотивированы инвестировать в подобные проекты, отмечает Зотов. С января 2021 г. была отменена льгота по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти с вязкостью более 200 мПа с.

По словам эксперта, в условиях санкций компании с большим трудом привлекают новые технологии и капитал для поддержания текущих уровней добычи в среднесрочной перспективе. «Если в планах нашей страны есть сохранение места ведущего производителя нефти, то, безусловно, компаниям нужна поддержка», – уверен Зотов. Но властям необходимо понимать эффективность предоставления таких стимулов, добавляет он. Для этого нужно проводить адресный мониторинг запасов, которые нуждаются в налоговых льготах.