«Соллерс» хочет объединить автопроизводителей для совместного выпуска компонентов

Но без господдержки эта инициатива едва ли реализуема
Максим Стулов / Ведомост

Группа «Соллерс» собирается предложить российским автоконцернам создать инвестиционный консорциум для совместного освоения производства отсутствующих в стране компонентов. Об этом на профильной сессии ПМЭФа с участием представителей автопрома рассказал гендиректор компании Николай Соболев. Соответствующие предложения автозаводам будут направлены «в ближайшее время», уточнил он позднее журналистам.

«В России отсутствует ряд критических технологий в автопроме, и, чтобы их привнести, нужен эффект масштаба. В связи с этим важна кооперация автопроизводителей. До последнего времени OEM-производители не очень между собой договаривались по части совместной работы над локализацией тех или иных критических компонентов», – отметил топ-менеджер.

Например, российским национальным автоконцернам нужны технологии активной и пассивной безопасности, которые сейчас в основном импортные, продолжает Соболев. Можно выбрать одного технологического партнера и вместе вкладывать в рамках инвестиционного консорциума в разработку, осваивать производство и получать необходимые объемы продукции, рассуждает он. Участие в консорциуме подразумевает разделение рисков между компаниями, в него вступившими, подчеркнул топ-менеджер.

«Принцип такой: определяем базовую технологию для локализации, которой в стране нет. Мы понимаем необходимые нам объемы по ней, коллеги тоже свои объемы видят. Дальше отрабатываем с Минпромторгом инструментарий поддержки и работаем вместе. Сейчас технологию каждый для себя делает сам», – объяснил Соболев. Первый проект в рамках консорциума можно сделать в течение полутора лет, говорит он.

Формализовать инвестиционный консорциум для развития производства автокомпонентов предлагается на основе поправок в 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», следует из материалов «Соллерса», которые есть у «Ведомостей». Это предполагает юридические обязательства участников по инвестициям в совместный проект по производству критических компонентов и по выборке объемов произведенной продукции в рамках данного проекта, но без образования сторонами СП или отдельного юрлица, следует из документа.

Производителем компонента, в который инвестируют участники консорциума, может быть вновь образованное предприятие, кто-то из существующих поставщиков, номинированный под эту задачу членами консорциума, или один из его членов. При этом государство должно обеспечить членам консорциума максимально льготные условия финансирования инвестиций – через программы Фонда развития промышленности (ФРП) или в рамках Кластерной инвестиционной платформы, полагает «Соллерс». Кроме того, участникам консорциума нужны налоговые вычеты на затраты, понесенные в рамках совместной работы, льготный НДС на первые три года производства новых компонентов, следует из материалов компании.

Сейчас основным документом, регламентирующим условия локализации для автопрома, является постановление № 719. Соболев считает его эффективным. В ближайшие несколько лет «Соллерс» потратит более 7 млрд руб. на локализацию критических узлов и агрегатов для всей линейки продукции, отмечает он. «Мы рассчитываем, что как минимум до момента окупаемости этих инвестиций условия 719-го не будут меняться. Это правила игры, по которым мы инвестируем, и нам принципиально важно, чтобы они были неизменны и позволили нам выйти на окупаемость», – подчеркнул топ-менеджер.

В конце мая «Ведомости» писали, что Минпромторг готовит изменения в постановление № 719. Эти изменения предполагают перераспределение баллов в рамках системы оценки локализации автотранспортных средств от сварки, окраски и штамповки кузовных деталей машин в пользу автокомпонентов. В отрасли готовящиеся изменения восприняли негативно.

Без объединения усилий российских автопроизводителей и унификации компонентов, узлов и агрегатов вряд ли возможно реализовать масштабную программу локализации в отрасли, полагает представитель «АвтоВАЗа». Но само по себе объединение автопроизводителей не позволит достичь желаемого результата, отмечает он. «Это связано с тем, что у отраслевого сообщества просто нет средств для инвестиций. Уровень кредитной нагрузки на автопроизводителей очень высок. Соответственно, достижение импортонезависимости в автопроме не будет возможным без льготных займов ФРП, льготных банковских кредитов, субсидий на компенсацию инвестиций и других программ поддержки», – подчеркивает собеседник. Представители группы ГАЗ, «Камаза» и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Идея консорциума уже была изложена в предыдущей стратегии развития автопрома примерно с такими же вводными, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он предполагает, что доля инвестиций автопрома в консорциум будет не более доли государства, в лучшем случае 50/50. «Идея правильная, но в нынешней ситуации просить денег на то, что они сами должны были развивать в предыдущие годы, выглядит не лучшим образом», – считает эксперт. Но многое будет зависеть от пропорции инвестиций государства и бизнеса в рамках консорциума, подчеркивает он.

Идея выглядит своевременной, реализуемой и очень уместной, говорит руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков. Но, по его словам, потребность участия государства в этой инициативе выглядит спорной. «Спрос есть. Технологий нет, но это не космический аппарат – задача решаемая. Компетенции у российских автопроизводителей сильные. Я скорее считаю, что это может быть реализовано за счет участников рынка и в конечном итоге за счет потребителя, который хочет безопасный автомобиль», – резюмирует эксперт.

Представитель Минпромторга после публикации материала сообщил «Ведомостям», что данная идея уже активно интегрируется в процессы локализации ключевых узлов и агрегатов. На базе ФГУП «НАМИ» уже около года ведется работа по идентификации критических автокомпонентов и совместному поиску решений для них, напоминает он. Потенциальный консорциум может стать одной из дополнительных форм кооперации между российскими автопроизводителями и поставщиками для максимальной унификации компонентной базы и загрузки созданных в России производственных мощностей, полагает собеседник.