Производитель бытовой техники Haier начал продавать готовые кухни
Российский рынок крайне конкурентен даже после ухода европейских производителейКрупный китайский производитель электроники и бытовой техники Haier начал продавать в России кухни под брендом Haier Kitchen Lab, по данным сайта компании. Там заявлено, что мебель немецкого производства продается готовыми наборами. Haier заключил контракты на производство модульных кухонь под собственной торговой маркой (СТМ) с немецкой фабрикой Beckermann Küchen (собственное мебельное производство в городе Верль), а также с российской фабрикой «Ника» из Челябинской области, пояснили специалисты горячей линии. Продажи кухонь стартовали в начале года, рассказал один из консультантов Haier. В Beckermann Küchen и «Нике» не ответили на запрос.
Haier – крупнейший в мире производитель бытовой техники за последние 14 лет, по данным Euromonitor International на 2022 г. Китайская компания владеет 122 производственными площадками по всему миру, ее сеть специализированных магазинов бытовой техники насчитывает более 3300 точек, по данным сайта группы. Глобальная выручка Haier Smart Home в прошлом году составила 243,5 млрд юаней ($340 млрд). Выручка российского юрлица ООО «Хар» в 2022 г. – 62,7 млрд руб., чистая прибыль – 6,1 млрд руб. По данным российского сайта Haier, в стране у компании около 80 фирменных магазинов техники и три кухонные студии (все в Москве).
По итогам 2022 г. объем производства мебели в России вырос в денежном выражении на 15% и составил 356 млрд руб., а наибольший рост производства был отмечен в сегментах кухонной и мягкой мебели (около 40%), по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР). При этом в I квартале 2023 г. выпуск мебели составил в денежном выражении 85,9 млрд руб. (на 1,8% ниже год к году), или 12,8 млн условных единиц, что на 3,9% ниже, чем было за первые три месяца прошлого года, по данным АМДПР. Эксперты объясняли это уходом из России шведского холдинга IKEA и закрытием для российских производителей многих экспортных рынков. При этом в январе – марте текущего года производство кухонной мебели в натуральном выражении выросло на 34%, а в денежном снизилось на 6% с 13,7 млрд до 12,9 млрд руб.
Если прошлый год был хаотичным и взрывным в плане динамики спроса, то в этом году мы видим его возвращение к стабильности, говорит председатель совета директоров мебельной компании Mr.Doors Максим Валецкий. По его словам, конкуренция в сегменте кухонь всегда была высокой, а события прошлого года и исход некоторых международных игроков только еще больше раззадорили российские компании и добавили правильного бизнес-азарта. Однако рынок кухонь довольно специфический и здесь важную роль играют не только стилистические инновации, а еще и многолетняя экспертиза, указывает Валецкий.
Доля IKEA и других ушедших иностранных игроков на российском рынке составляла не более 5% и их федеральная представленность на территории России все-таки не была такой сильной, какой обладали бренды в информационном пространстве, считает Валецкий. По его оценкам, по результатам 2022 г. эту долю разделили между собой российские игроки, в первую очередь бывшие поставщики шведской сети и крупнейшие игроки рынка, занявшиеся диверсификацией собственного бизнеса и расширением ассортимента, и компании из дружественных стран (в том числе Китая). Валецкий отмечает, что спрос на рынке кухонь сейчас распределяется между российскими игроками и вряд ли расстановка сил как-то кардинально поменяется. «В своем сегменте («премиум», «премиум плюс») мы не видим появления игроков, которые хоть сколько-нибудь значительно могли бы изменить рынок, а низкий и средний сегменты сейчас активно занимаются нашими коллегами, которые и до этого работали с «кухнями», но не в таком масштабном ключе», – говорит он.
Вместе с тем такая интеграция кухонной мебели и бытовой техники выглядит очень перспективно, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это высокий ценовой сегмент (цены на российские кухни Haier начинаются примерно от 300 000 руб., а немецкой сборки – от 600 000 руб., в то время как в каталоге IKEA за 2022 г. были цены от 25 000 руб.) и, учитывая уход с рынка ряда европейских производителей, такая коллаборация сильного бренда в сегменте бытовой техники с мебельным решением – это отличное раскрытие зонтичного бренда, считает Бурмистров. Тем более что Haier выбрал качественного российского партнера, полагает эксперт. Такая «китайская модель» достаточно перспективна, согласен генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. Он считает, что потребителю важно вновь начать пользоваться полюбившимся сервисом «как от IKEA»: «пришел, увидел, купил, в этот же день собрал и пользуешься».