«Северсталь» назвала причину падения российского экспорта стали в Китай

Поставки резко сократились из-за низких цен и дорогой логистики
«Северсталь»

В 2022 г. Россия увеличила экспорт стальных полуфабрикатов в Китай втрое до 2,3 млн т, на столько же вырос вывоз и в денежном выражении – до $1,34 млрд («Ведомости» писали об этом 23 января). Пик поставок в 2022 г. пришелся на июль – октябрь, когда вывозилось от 252 000 до 464 000 т в месяц.

Но уже в ноябре поставок не было вообще, а в декабре в Китай на экспорт ушло лишь 40 100 т. В январе – апреле 2023 г. продажи российских полуфабрикатов в Китай сократились в натуральном выражении в 4 раза до 132 400 т, а в денежном – в 6 раз до $64,7 млн. В частности, в апреле экспорт равнялся нулю.

По словам Шевелева, цены в Китае сегодня «недостаточно привлекательны». Он напомнил, что в 2022 г. в Китае начался строительный кризис, в результате многие крупные китайские девелоперы оказались в предбанкротном состоянии. Поэтому снизился спрос на сталь и упали цены, пояснил топ-менеджер. Гендиректор «Северстали» отметил, что в I квартале 2023 г. Китай активно экспортировал металлургическую продукцию. Это, по его словам, означает, что проблемы со спросом на строительном рынке в Китае пока «никуда не делись».

«С учетом низкого уровня цен в Китае, логистических затрат [на доставку туда продукции] нам экономически не интересно сейчас продавать те объемы, которые ранее мы были вынуждены перевести в Китай», – пояснил Шевелев. Он добавил, что в 2022 г. «речь шла о выживании», нужны были срочные меры, чтобы «не останавливать производство или по крайней мере существенно не снижать объемы». Сейчас же ситуация стабилизировалась, и компания ищет возможности зарабатывать.

В марте 2022 г. ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. Вскоре российские сталелитейщики заявили, что из-за западных санкций им необходимо перенаправить 4 млн т продукции на Восток. Всего в 2021 г. Россия экспортировала 30,5 млн т такой продукции.

Исполнительный директор ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупные предприятия черной металлургии) Алексей Сентюрин подтверждал в конце мая 2022 г., что компании нарастили поставки в Китай (об этом сообщал РБК). Чтобы закрепиться на азиатском рынке, сталеварам пришлось давать значительные скидки, а из-за усиления рубля и возросшей транспортной составляющей в расходах подчас экспортировать продукцию в убыток. Фактические контракты на экспорт слябов заключались с дисконтом $250/т (около 30%) к рыночным ценам, говорил Сентюрин.

«Северсталь» увеличила продажи стальных полуфабрикатов в 2022 г. на 11% по сравнению с предыдущим годом до 1,568 млн т. В I квартале 2023 г. продажи этой продукции упали на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. до 300 000 т.

В 2023 г. компания рассчитывает на улучшение строительного спроса в Китае, «что должно подтянуть цены вверх», говорит Шевелев. Он напоминает, что правительство Китая может ограничить производство китайских поставщиков стали и «достаточно быстро и эффективно» сбалансировать рынок. Активизация стройки, укрепление спроса на сталь и регулирование ее производства позволят улучшить ситуацию, считает Шевелев. По прогнозам «Северстали», оживления на китайском рынке можно ожидать уже во втором полугодии 2023 г.

В конце 2022 г. в Китае отменили ковидные ограничения, что спровоцировало рост цен на сырье в ожидании роста спроса на стальную продукцию, напоминает руководитель информационно-аналитического центра агентства Metals & Mining Intelligence (MMI) Михаил Голенков. Но из-за отсутствия государственных стимулов существенного роста внутреннего спроса на сталь не произошло, а объемы внутреннего производства выросли, что стало давить на цены как в КНР, так и в мире – Китай начал экспортировать относительно дешевую продукцию в страны Азиатского региона и Ближнего Востока, поясняет он.

Цены начали стабилизироваться в мае 2023 г., когда ряд китайских предприятий ограничили объемы выпуска стальной продукции, чтобы не работать в убыток, рассказывает Голенков. Это позволило сбалансировать производство и потребление, разгрузить склады и остановить снижение цен, добавляет он. С начала июня цены пошли в рост, в том числе в ожидании госстимулирования строительных и инфраструктурных проектов. Но решение об их финансировании еще не принято, оно ожидается в конце июня, предупреждает эксперт. Даже при положительном решении MMI не прогнозирует существенного роста цен, так как частично эти ожидания уже заложены в текущие цены, говорит Голенков.

По его словам, для российских металлургов более привлекательным направлением для экспорта сляба было и остается ближневосточное: в этом регионе более высокие цены, а стоимость логистики ниже. Поставки сляба в Китай идут только для предотвращения снижения объемов производства и роста себестоимости, они являются «замыкающим звеном» с точки зрения доходности, заключает Голенков.

Цена на сталь в Китае традиционно имеет дисконт к ценам на рынках Европы, Ближнего Востока и Азии, уточняет руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. По данным MMI, цена на импортный сляб в Китае в начале января 2023 г. составляла $485/т на базисе CFR («с доставкой до порта»), к середине июня она снизилась до $455/т. При этом цена на импортный сляб в Турции в начале года составляла $578/т на том же базисе, к середине июня она упала до $488/т.

Даже если на внутреннем рынке стали в КНР начнется оживление, российские поставщики вряд ли возобновят свои поставки в рекордных объемах 2022 г., считает аналитик «Финама» Алексей Калачев. Китай производит более половины мирового объема стали, к тому же этот рынок неблагоприятный для российских поставщиков из-за высоких транспортных издержек и низких цен реализации, соглашается эксперт. Он напоминает, что резкий рост поставок в прошлом году был вынужденным из-за закрытия рынка ЕС, российские металлурги отправляли сталь в Китай с дисконтом в цене и «едва ли не в убыток».

По мнению Калачева, более перспективными направлениями для экспорта российских стальных полуфабрикатов можно считать Индию и Турцию. Индия, хотя и является вторым по объему производителем стали в мире и продолжает наращивать выплавку, испытывает дефицит стали из-за строительного бума, поясняет аналитик. Турции сталь требуется для восстановления после сильных землетрясений в 2023 г., а собственное производство в стране заметно сократилось, говорит Калачев. К тому же Турция не поддержала антироссийские санкции и может выступать хабом для перенаправления экспорта из России в третьи страны, предполагает он.

Красноженов отмечает, что долларовые экспортные цены на российский листовой прокат в последнее время «достигли относительной стабилизации», поэтому компании могли вернуться к выпуску и экспорту готовой продукции, а не полуфабрикатов. Цены на стальной прокат в Турции растут, также есть хороший спрос на российском рынке, перечисляет эксперт.

При этом, по словам Красноженова, фундаментально спрос на сталь в Китае также показывает хорошую динамику – промышленное производство в январе – мае 2023 г. выросло на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., а ослабление юаня прекратилось. Эксперт видит «определенные предпосылки роста цен на стальную продукцию в Китае», что может привести к увеличению импорта российских стальных полуфабрикатов.