Лесопромышленникам расширили субсидии при перевозке в порты Северо-Запада

Но размер господдержки нужно увеличивать, полагают участники рынка
Более половины экспорта российского леса в 2022 г. пришлось на Китай/ Александра Астахова / Ведомости

Лесопромышленные компании будут просить правительство продлить действие компенсаций транспортных затрат при экспорте леса через порты Северо-Запада. Об этом сообщил в интервью «Ведомостям» основатель и председатель совета директоров компании «Вологодские лесопромышленники» Александр Чуркин. Он также уточнил, что сейчас размер компенсации до 30 июня 2023 г. поднят с 80 до 100%.

Чуркин напомнил, что еще в конце июля 2022 г. премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому лесопромышленники могли получить компенсацию расходов на транспортировку по железной дороге при экспорте продукции через любые порты в размере 80%. Компенсация не должна превышать 25% стоимости продукции, а одно предприятие могло получить не более 500 млн руб. субсидий.

Позднее президент РФ Владимир Путин по итогам совещания по проблемам лесопромышленного комплекса (ЛПК), которое прошло 10 февраля 2023 г., поручил правительству и Российскому экспортному центру до 15 мая представить предложения по усовершенствованию субсидирования перевозок лесной продукции в порты Северо-Запада. В ходе совещания владелец ГК «УЛК» Владимир Буторин предложил разработать механизм поддержки экспортеров леса и компенсировать им часть затрат по поставкам через порты Северо-Запада. В начале февраля этого года Мишустин заявил, что правительство планирует увеличить размер максимальной компенсации расходов на транспортировку продукции ЛПК до 100%, но детали корректировки не уточнял.

Чуркин поясняет, что 8 апреля 2023 г. было подписано постановление правительства, которое вносит изменения в прошлогодний документ. В документе на портале официального опубликования правовых актов детали корректировки не уточняются. По словам Чуркина, постановление подняло компенсацию для перевозок в сторону северо-западных портов до 100%, а при перевозках на Дальний Восток она, наоборот, снизилась до 50%. «Меры действуют с 1 апреля по 30 июня. И мы, конечно, будем просить о продлении этого механизма», – уточнил он.

Бизнесмен отмечает, что есть проблема с объемами финансирования: на субсидирование транспортных расходов ЛПК, металлургической и химической промышленности суммарно было выделено 7,7 млрд руб. Но компании подали заявки на 15 млрд руб. только за перевозки во втором полугодии 2022 г., говорит он. По мнению Чуркина, объем субсидий для этих трех отраслей нужно увеличить втрое. Он добавляет, что «Вологодские лесопромышленники» могли бы получить субсидии в объеме до 1 млрд руб. «в случае удовлетворения всех заявок [компании]».

Представитель «Свезы» сообщил «Ведомостям», что компания также поддерживает продление компенсаций транспортных затрат для лесопромышленников-экспортеров и выступает за расширение механизма. Такие субсидии и другие меры господдержки помогли компании стабилизировать ситуацию и «продемонстрировать некоторую позитивную динамику показателей», отметил ее представитель.

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг, пресс-службу правительства, представителю курирующего ЛПК вице-премьера Виктории Абрамченко, а также в крупные российские компании отрасли. В пресс-службе Минфина запрос «Ведомостей» переадресовали в Минпромторг.

Российский ЛПК в 2022 г. пострадал от усиления санкций. До начала СВО на Украине продукция отрасли экспортировалась в основном в Европу. Но с 10 июля прошлого года вступил в силу запрет ЕС на поставки древесины, фанеры, плит и пеллет из России. В октябре Брюссель ввел запрет на импорт российской целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона. Власти Японии в апреле 2022 г. также запретили ввоз в страну бревен, щепы и досок из России.

В результате экспорт лесной продукции в западном направлении в 2022 г. сократился на 90%, сообщал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило в конце января этого года. По его словам, предприятия Северо-Западного федерального округа (СЗФО), которые раньше экспортировали продукцию в основном в Европу, были вынуждены ее часть перенаправить на Восточный полигон (БАМ и Транссиб). По данным РЖД, предприятия СЗФО нарастили перевозки лесной продукции на Дальний Восток втрое до 1,1 млн т, а Центрального ФО – в 3,8 раза до 175 000 т. Но через границу с Китаем Россия может отправлять лишь два поезда с лесом в сутки, что существенно ограничивает возможности экспорта по железной дороге.

Аналитик инвестбанка «Синара» Ирина Фомкина считает, что субсидии необходимы для поддержания российских экспортеров, которые планируют масштабировать поставки лесной продукции в Китай, особенно в условиях низких цен. До конца 2023 г. аналитик ожидает снижения экспортных цен на пиломатериалы из-за переориентации сбыта на Китай, Египет и другие рынки, где закупочные цены ниже европейских. Потенциальное снижение цен на пиломатериалы в 2023 г. Фомкина оценивает в среднем в 10% в годовом выражении (средняя цена в 2022 г. – 201 евро за 1 куб. м).

Руководитель отдела аналитики ресурсных секторов «Ренессанс капитала» Борис Синицын отмечает, что цены на пиломатериалы на границе с Китаем в долларах с середины 2022 г. упали на 25% и пока остаются на этом уровне из-за замедления строительного сектора в КНР. «Хотя текущее ослабление рубля полностью компенсирует это падение, в случае обратного укрепления курса, например, до 75 руб./$ экспорт пиломатериалов в Китай может быть на грани рентабельности даже из Сибири, не говоря о Северо-Западе», – указывает он.

По данным агентства WhatWood, в мае 2023 г. средняя цена российских еловых пиломатериалов в Китае на базисе CFR («доставка до порта») Шанхай составляла $220 за 1 куб. м, на сосновые пиломатериалы – $230 за 1 куб. м. Это на $10 ниже уровня апреля 2023 г., отмечает консультант WhatWood Игорь Новоселов.

По мнению Фомкиной, дополнительные субсидии для поставок лесной продукции через порты Северо-Запада выглядят нелогичными, так как поставки на этом направлении значительно сократились. Снижение субсидий при перевозках на Дальний Восток, по ее мнению, «также странно», учитывая ситуацию с ценами. «Многие поставщики сбывают продукцию по низкой стоимости, что оказывает значительное давление на их рентабельность», – поясняет аналитик. Например, рентабельность Segezha Group в I квартале 2023 г. была на исторически низком уровне в минус 6%, уточняет она.