Экспорт угля через порты Северо-Запада и юга стал нерентабельным из-за падения цен

Экономика поставок может восстановиться во втором полугодии, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Экспортные поставки энергетического угля через порты Северо-Запада и юга России из-за снижения мировых цен на уголь находятся на грани рентабельности. Об этом говорится в материалах Аналитического центра (АЦ) ТЭК Минэнерго, с которыми ознакомились «Ведомости».

По данным АЦ ТЭК, экономика спотовых поставок угля через порты Северо-Запада и юга с учетом себестоимости уже на отрицательном уровне – минус 500–2000 руб./т. Рентабельность поставок через порты Дальнего Востока положительная, но с начала года снизилась в 4 раза менее чем до 500 руб./т.

Экспортная цена на российский уголь на базисе FOB («погрузка на судно») Балтика в начале июня составляла $80,2/т, FOB Тамань – $82,8/т, FOB Восточный (Приморье) – $89,8–100,5/т, говорится в материалах АЦ ТЭК. При этом цена безубыточности экспорта энергоугля в мае 2023 г. с учетом производства и перевалки на базисе FOB Балтика оценивается в $90–110/т, на базисе FOB Тамань – в $100–110/т, пояснил представитель АЦ.

Как писали «Ведомости», цены на уголь на мировом рынке в 2023 г. существенно снижаются. Стоимость фьючерсов на энергоуголь с доставкой в июле в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена (ARA) с начала 2023 г. снизилась на 37% и 22 июня составляла $116/т, свидетельствуют данные биржи ICE. Цена августовских фьючерсов на австралийский энергоуголь на базисе FOB Ньюкасл (Австралия) составляет $136/т, что более чем вдвое ниже, чем в январе 2023 г.

Российские экспортные цены также снижаются. Средние цены за январь – май этого года ниже средних цен 2022 г. ($147–181/т) и 2021 г. ($108–130/т). При этом, по данным АЦ ТЭК, в IV квартале 2023 г. возможно восстановление рынка. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, к 16 июня цена на российский энергетический уголь в балтийских портах снизилась до $69/т, в порту Тамань – до $78/т, в дальневосточных портах – до $98/т. С начала 2023 г. цена в балтийских портах упала на 42%, в Тамани – на 35%, в дальневосточных портах – на 40%.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что, по данным агентства Argus на конец мая, перевалка угля в балтийском порту Усть-Луга стоила $26–27/т, а железнодорожная транспортировка из Кузбасса – $38–39/т. По его расчетам, при цене на уголь FOB Балтика в $80/т нетбэк на базисе FCA («загрузка на транспорт продавца в указанном месте») Кузбасс составляет около $15/т при средней себестоимости для производителей Кузбасса в $20/т. «Потери на уровне 500–2000 руб. могут получать небольшие производители без собственных портовых мощностей и вагонного парка с себестоимостью добычи более $20/т», – констатирует он.

Поставки угля в страны АТР через дальневосточные порты сейчас наиболее рентабельны, отмечает АЦ ТЭК. Это связано с высоким спросом на российский уголь в Китае, где растет выработка ТЭС. Уровень безубыточности экспорта на Дальнем Востоке – $90–110/т на базисе FOB Восточный.

С конца 2022 г. российские компании наращивали вывоз угля именно через порты Северо-Запада («Ведомости» писали об этом 26 января). В апреле, по данным ЦЦИ Газпромбанка, перевалка угля в портах Северо-Запада обогнала перевалку на Дальнем Востоке (4,9 млн т против 4 млн т).

Уголь из России через порты юга и Северо-Запада преимущественно поставляется в Турцию и Индию. Сейчас, по данным АЦ ТЭК, уголь по этим направлениям преимущественно экспортируется по среднесрочным и долгосрочным контрактам, которые заключались по более высоким ценам. После окончания этих контрактов экспорт тут может значительно снизиться.

В коммментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» указано, что действующие долгосрочные контракты исполняются компаниями в полном объеме по ранее согласованным ценам, а динамика мировых цен не влияет на объемы вывозимого угля. «Через порты юга и Северо-Запада они [объемы] даже превышают показатели прошлого года», – отмечается там.

Ранее угольные компании могли компенсировать низкую рентабельность поставок через порты Северо-Запада и юга за счет доходов от экспорта на восток. Но сейчас это проблематично из-за снижения цен в АТР. По оценке АЦ ТЭК, в условиях ограниченной провозной способности Восточного полигона РЖД (БАМ и Транссиб) это может привести к снижению добычи угля в стране.

В 2022 г. экспорт угля (энергетического и коксующегося) из России, по данным Минэнерго, снизился на 1% до 221,2 млн т, добыча выросла на 0,3% до 443,6 млн т. В начале июня замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников говорил, что экспорт и добыча угля из России в 2023 г. сохранятся на прошлогоднем уровне («Ведомости» писали об этом 7 июня). Чиновник уточнял, что в январе – мае 2023 г. добыча выросла примерно на 2% до 162 млн т, а экспорт – на 1,9% до 83 млн т.

Представитель АЦ ТЭК сообщил, что рассматриваемая инициатива по предоставлению РЖД скидок на перевозку угля в направлении портов юга и Северо-Запада при текущих ценах «не позволит коренным образом изменить ситуацию». В связи с этим центр считает целесообразным подготовить комплексный план по стимулированию экспорта угля, включающий также «снижение стоимости аренды полувагонов, доступ к программам льготного кредитования, развитие балкерного флота, обеспечение предсказуемости финансовой нагрузки на компании и т. д.». Детали этих инициатив в материалах не приводятся.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы крупнейших производителей энергоугля в России – СУЭК, «СДС-угля», «Стройсервиса», «Русского угля», «Востсибугля» и Кузбасской топливной компании, а также в Минэнерго, РЖД и крупнейшим железнодорожным операторам.

Представитель Национальной транспортной компании сообщил «Ведомостям», что компания «абсолютно солидарна» с Минэнерго в необходимости поддержки угольной отрасли. «Меры поддержки будут выгодны и РЖД, и другим грузоотправителям, т. е. фактически в целом всей экономике нашей страны», – отметил он. Собеседник пояснил, что скидки на перевозку угля в порты Северо-Запада и юга позволят освободить Восточный полигон РЖД для высокомаржинальных грузов. Но представитель РЖД заявил «Ведомостям», что субсидирование перевозок угля на фоне дефицита провозных способностей нецелесообразно.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что предлагаемые Минэнерго меры «логичны и способны помочь угольщикам преодолеть нестабильность рынка». По его мнению, возможно дифференцировать их применение в зависимости от региона: где-то применить программы льготного кредитования, где-то снизить налоги и т. д. «Это позволит выбрать наиболее подходящие меры для каждой угольной компании, позволит улучшить положение отрасли в целом», – поясняет он.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что регуляторными мерами «невозможно купировать фундаментальные факторы». Он указывает, что мировые цены на уголь возвращаются к среднему многолетнему уровню. «Средняя цена на уголь в австралийском Ньюкасле в 2015–2019 гг. составляла $80/т, и в ближайшие 1,5 года цены должны вернуться к этому уровню с учетом инфляции. Фундаментальной проблемой также будет оставаться торможение спроса на энергоуголь в Китае, который стремится снизить зависимость от импорта», – говорит эксперт.

Красноженов и Баранов допускают некоторый рост цен на уголь к концу года. Красноженов отмечает, что уже наметился разворот в динамике цен на газ и цены на энергоуголь «могут быть близки к точке разворота». Баранов предполагает, что рост мировых цен произойдет в ближайшие месяцы, когда начнется подготовка к отопительному сезону 2023/24 г. Говорить о снижении экспорта и добычи российского угля пока преждевременно, считают эксперты. Баранов не исключает, что показатели будут выше прошлогодних на 3–5%, а при неблагоприятной конъюнктуре останутся на уровне 2022 г.