На модернизацию Казанского авиазавода привлекут 83,6 млрд рублей из ФНБ и от «Ростеха»

Предприятие с 2027 года должно выпускать по 20 самолетов Ту-214 в год
Wikimedia

Казанский авиационный завод (КАЗ им. С. П. Горбунова – филиал АО «Туполев», входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха») будет модернизирован за 83,6 млрд руб. Об этом 22 июня сказал премьер Михаил Мишустин на совещании по авиастроению в Казани. Почти половина требуемой суммы – 41,8 млрд руб. – будет выделена из фонда национального благосостояния (ФНБ).

По словам присутствовавшего на совещании управляющего директора «Туполева» Вадима Королева, 13 млрд руб. пойдут на закупку механообрабатывающих станков, 4 млрд руб. – на изготовление автоматизированных линий для агрегатного цеха окончательной сборки. «Самую большую сумму в 22,7 млрд руб. предполагается направить на строительство и реконструкцию более 100 000 кв. м новых цехов. Это центр механообработки, окончательной сборки, складского хозяйства», – пояснил топ-менеджер.

Он добавил, что еще 10 млрд руб. будет направлено на закупку тренажеров и послепродажное обслуживание самолетов. На расширение мощностей предприятий, участвующих в кооперации по проекту Ту-214, потребуется 23 млрд руб. Также предусмотрены закупка аэродромной техники, оцифровка конструкторской документации и выполнение опытно-конструкторских работ по импортозамещению оборудования Ту-214, сказал Королев.

По словам Мишустина, инвестиции позволят удвоить объемы производстваТу-214 до 20 единиц в год с 2027 г. Согласно принятой в 2022 г. новой программе развития авиастроения, до 2030 г. предполагалось выпускать по 10 Ту-214 в год.

Оставшиеся 41,8 млрд руб., по словам премьера, привлечет «Ростех», который выпустит облигации с купонным доходом 1,5% годовых на 15 лет. В начале 2023 г. КАЗ уже получил из федерального бюджета 12 млрд руб. на первый этап модернизации и еще 1,2 млрд руб. – в качестве займа от «Ростеха».

Подтвержденная потребность авиакомпаний в Ту-214 составляет 150 машин до 2032 г., оценил Королев на совещании. По его данным, на 20 самолетов уже подписаны контракты, на 67 судов – соглашения, на 61 Ту-214 имеются заявки потенциальных заказчиков. Текущий уровень локализации воздушного судна составляет 87%, полное импортозамещение планируется провести до конца 2024 г. Самолет сможет перевозить до 207 человек на расстояние до 9000 км.

Ту-214 – узкофюзеляжный двухдвигательный реактивный пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1980-х гг. В моноклассной компоновке вмещает 210 пассажиров. Оснащается российскими двигателями ПС-90А. Отечественные авиакомпании отказались от эксплуатации самолетов этого типа в конце 2010-х гг., предпочтя им более экономичные зарубежные аналоги от Boeing и Airbus. Но в 2022 г. США, Великобритания, страны ЕС и их союзники ввели санкции против российской авиации, запретив поставлять авиакомпаниям новые самолеты, комплектующие для их обслуживания и проводить работы по поддержанию летной годности этих воздушных судов. В отрасли нет единого мнения о том, какой период времени в России еще смогут летать иностранные самолеты: собеседники в разных авиакомпаниях приводят разные оценки – от 10 до нескольких лет.

В этих условиях правительство вкладывает средства в отечественный авиапром. В 2022 г. правительство утвердило программу развития авиатранспортной отрасли, на которую до 2030 г. будет направлено 770 млрд руб., из которых 100 млрд руб. в 2022 г. направили на субсидирование авиакомпаний, понесших потери из-за санкций.

Присутствовавший на совещании в Казани генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский попросил КАЗ расширить срок гарантийного обслуживания с 18 до 48 месяцев, как у большинства зарубежных самолетов. Следует усилить программу послепродажного обслуживания и расширить парк тренажеров для обучения пилотов, добавил топ-менеджер. На ПМЭФ-2023 в июне он говорил, что авиакомпания ждет первые Ту-214 в декабре 2024 г., твердые контракты на их поставку не заключены, но они «в очень высокой степени проработки и согласования».

Представитель авиакомпании Red Wings сказал «Ведомостям», что перевозчик ведет переговоры по Ту-214. «Мы исторически эксплуатировали Ту-204/214, и в настоящий момент ожидаем поставок самолетов этого типа, бывших в эксплуатации. К моменту получения новых Ту-214 не потребуется дополнительных мероприятий по их вводу в строй», – отметил собеседник.

Smartavia готова рассмотреть коммерческое предложение по самолету Ту-214, но до настоящего времени таковых в адрес авиакомпании не поступало, отметил представитель перевозчика. «Ведомости» направили запросы в авиакомпании S7, «Уральские авиалинии», «Ютэйр» и «Ираэро».

Руководитель направления анализа рынка облигаций инвестбанка «Синара» Александр Афонин считает, что к облигациям «Ростеха» не будет интереса со стороны рыночных игроков. Госкомпании сейчас занимают на рынке с доходностью, превышающей ОФЗ примерно на 1 процентный пункт, отмечает он. «Ориентир сейчас от 9% для бумаг сроком около года до чуть менее 11% для десятилетних бумаг. Выпуски сроком более пяти лет не пользуются спросом», – сказал эксперт. Афонин считает, что покупателями бумаг «Ростеха» могут выступить госбанки или другие институты развития.

Представитель Минфина переадресовал вопросы «Ведомостей» в Минпромторг, где от комментариев отказались. По данным Минфина, на 1 июня объем средств ФНБ составлял 12,35 трлн руб.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что в целом Ту-214 – это неплохой самолет. Среди причин прекращения его эксплуатации он называет более дорогую по сравнению с иностранной техникой стоимость летного часа и экипаж из трех человек (западные суда обходятся двумя членами экипажа). Кроме того, Ту-214 конкурировал за внимание эксплуатантов с SSJ100 на относительно небольшом внутреннем российском рынке, отмечает эксперт. Не в пользу этого самолета были и невыгодные условия лизинга российской авиатехники по ставке в 15–20% при возможности взять западные аналоги под 2–3%, напомнил Ланецкий.