Производители и владельцы беспилотников смогут претендовать на госсубсидии

Компенсировать могут до 50% стоимости летного часа и до 50% затрат на покупку дрона
Евгений Разумный / Ведомости

Минпромторг разработал правила предоставления госсубсидий для производителей и эксплуатантов беспилотников. Они смогут претендовать как минимум на три меры поддержки: субсидирование летного часа, компенсацию части стоимости приобретенного дрона, а также на льготный лизинг. Об этом на сессии конференции «Ведомостей» «Российская электроника» рассказал управляющий директор по работе с цифровыми активами Государственной транспортной лизинговой компании Алексей Куканов. Представитель Минпромторга подтвердил «Ведомостям» эту информацию.

Сейчас российские беспилотники не могут конкурировать с зарубежными аналогами по стоимости, отметил Куканов. Чтобы услуги с применением дронов были экономически привлекательны для эксплуатантов и их конечных получателей, а рынок ускоренно формировался, необходимо участие государства в виде госсубсидий и других инструментов поддержки, продолжил он. «В те сроки, которые обозначил президент, запустить этот рынок без финансового рычага будет просто нереально», – объяснил топ-менеджер.

В стратегии развития беспилотной авиации, утвержденной 28 июня и разработанной по поручению президента Владимира Путина, говорится, что к 2030 г. объем рынка беспилотников составит 1 трлн руб.

Объемы финансирования каждой из программ пока не утверждены, но это должно произойти в ближайшие недели, в данный момент инициатива обсуждается в Минфине, отметил Куканов.

Финансирование действительно пока не определено, речь может идти о 150–200 млрд руб. на срок до 2030 г., сказал собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения инициативы. Он также знает о том, что в планах – субсидировать эксплуатантам до 50% стоимости летного часа. Сейчас обсуждается предоставление двух компенсаций – 50% летного часа и 50% суммы, потраченной на приобретение российского дрона, сказал источник «Ведомостей» в компании на рынке беспилотников. Механизм льготного лизинга при этом будет, скорее всего, разрабатываться отдельно, добавил он.

Представитель Минпромторга сообщил «Ведомостям», что портфель инструментов поддержки, в том числе в форме субсидий, предусмотрен в нацпроекте по развитию беспилотной авиации, который будет утвержден в сентябре. Претендовать на субсидии смогут российские организации, уточнил он. В одних случаях они должны будут иметь сертификат эксплуатанта, в других – собственное производство беспилотных авиасистем из отечественных компонентов, пояснил собеседник. Полный набор требований, по его словам, будет закреплен в нормативно-правовых актах, а итоговые объемы финансирования будут отражены в нацпроекте.

«Ведомости» направили запрос в Минфин.

Источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения инициативы, знает, что на льготы смогут претендовать только компании, включенные в реестр российских производителей беспилотной техники, формированием которого сейчас занимается Минпромторг. В предварительный список входит около сотни предприятий, в том числе самые крупные: «Вертолеты России», УЗГА, «Аэромакс», «Геоскан».

Утвердить реестр ведомство планирует к осени 2023 г., писал «Коммерсантъ» в июне. Нахождение в реестре является гарантией получения льгот, в том числе пониженной ставки налога на прибыль и ставки страховых взносов, нулевой ставки НДС в случае передачи исключительных прав на технику государству, а также упрощенного доступа к госзакупкам, писала газета со ссылкой на источники.

Субсидирование летного часа – наиболее труднореализуемый механизм из-за сложностей контроля со стороны государства, рассуждает заместитель гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павел Плахотный. Стоимость часа сильно разнится в зависимости от вида техники, поэтому среднее значение вывести трудно, пояснил он. Например, стоимость летного часа российского беспилотника «Радар ммс» составляет от 5000–10 000 руб. до 30 000 руб. в зависимости от объема перевозки, приводил данные ТАСС.

Цена дрона зависит от размера, например, дроны компании «Геоскан» стоят от 30 000 до 10 млн руб., уточнил гендиректор компании Алексей Юрецкий. Китайские дроны стоят в 2–3 раза дешевле, добавил он.

Субсидирование приобретения техники, по словам Плахотного, более простой механизм, он уже отработан Минпромторгом и Минсельхозом на наземной технике. В случае с автомобильной и сельскохозяйственной техникой субсидии выдаются производителям на каждую проданную единицу и эта субсидия учитывается в цене для покупателя, пояснил он. Субсидирование лизинговых платежей – также отлаженный механизм, который применяется, например, в большой авиации, добавил топ-менеджер.

До утверждения механизмов субсидирования нужна оценка ФАС в части формирования и обоснования стоимости гражданских беспилотников и определения критериев расчета стоимости летного часа, заметил Юрецкий. Без единой системы оценок этих параметров все разговоры о субсидировании преждевременны, считает он.

Эти меры поддержки являются, по сути, вливанием денег в рынок беспилотников, рассуждает гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов. По его словам, это временный механизм, но он позволит нарастить объемы спроса на услуги дронов в России. Гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин добавляет, что программы субсидирования помогут компаниям в сфере логистики, так как стоимость отечественных беспилотников для доставки грузов и их летного часа сейчас очень высока. К идее давать доступ к субсидированию только компаниям из реестра Минпромторга он отнесся скептически: «Доступ должен быть у всех компаний на рынке».

Вероятнее всего, программа субсидирования летного часа будет востребована в логистическом секторе, согласился с Ряшиным главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, поддерживать производителя и применять все три инструмента нужно, но делать это стоит аккуратно, «целевым образом». «Есть определенные рынки, где уже есть или в перспективе будет большой спрос, и широкие меры поддержки там избыточны, – сказал Борисов. – Задача не залить рынок деньгами, а направить их на наиболее эффективные, важные составляющие».

Эксперт отметил, что часто повышение эффективности регулирования может дать не меньший эффект, чем субсидии. Например, агросектор после упрощения порядка необходимых для полета процедур будет быстро развиваться, сможет предложить более низкую стоимость летного часа, чем у пилотируемой авиации, и, соответственно, потребует меньших мер поддержки, объяснил Борисов. По его словам, помимо трех упомянутых механизмов основным направлением для вложения средств должны стать НИРы и НИОКРы, в первую очередь направленные на создание инфраструктуры для безопасной интеграции беспилотников в общее воздушное пространство.