Почему Япония вывела из-под санкций «Арктик СПГ – 2» и сахалинские проекты

Токио не в силах быстро заместить привлекательное по цене российское сырье
Завод «Новатэка» «Арктик СПГ – 2» сейчас находится в стадии строительства/ arcticspg.ru

Министерство финансов Японии сделает исключение из антироссийских санкций для проектов «Арктик СПГ – 2», «Сахалин-1» и «Сахалин-2», говорится на сайте министерства. Речь идет об оказании строительных и инжиниринговых услуг российским компаниям. Исключение, которое позволит такие услуги оказывать, вступит в силу 30 сентября 2023 г. В ведомстве поясняют, что такой шаг «сделан для обеспечения энергетической безопасности страны». С 30 сентября японские компании также смогут оказывать услуги, связанные с разведкой, добычей, сжижением, хранением, транспортировкой, перевалкой нефти и газа для перечисленных российских проектов.

После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. Япония присоединилась к антироссийским санкциям, которые поддержали в том числе страны «большой семерки» (G7; помимо Японии в нее входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США и Франция). G7 с 5 декабря ввела потолок цен на российскую нефть на уровне $60/барр., а с 5 февраля – также и на нефтепродукты из России. Ограничение для более дорогих нефтепродуктов составляет $100/барр., а для более дешевых – $45/барр. К санкциям присоединились и другие страны Евросоюза (ЕС). Ценовой потолок запрещает компаниям из стран, поддержавших антироссийские санкции, перевозить и страховать российскую нефть по отгрузочной цене выше потолка. Но Япония в прошлом году получила исключение – ей разрешили не придерживаться этих договоренностей при импорте нефти с сахалинских проектов в РФ. 23 июня ЕС продлил такое разрешение до апреля 2024 г.

Также США и ЕС ограничили поставки оборудования и технологий для нефтегазового комплекса России. А «большая четверка» нефтесервиса – Baker Hughes, Weatherford, SLB (Schlumberger) и Halliburton – объявила о приостановке работы в стране. Но российские компании начали замещать недостающие технологии. Например, «Новатэк» в июне запатентовал собственную крупнотоннажную технологию сжижения газа «Арктический микс» мощностью более 6 млн т в год. А компания «Технологии ОФС» (бывшая Baker Hughes в России) к 2025 г. планирует начать производство критически важного оборудования – роторных управляемых систем (РУС), которые используются для бурения наклонно-направленных скважин.

Японским компаниям принадлежат доли в «Сахалине-1», «Сахалине-2» и «Арктик СПГ – 2». В 2022 г. президент России Владимира Путин подписал указы, которые перевели операторов «Сахалина-1» и «Сахалина-2» в российскую юрисдикцию, а иностранным владельцам было предложено подать заявления в правительство РФ, чтобы сохранить свои доли в этих проектах. Японская Sodeco сохранила долю в 30% в проекте «Сахалин-1», а Mitsubishi и Mitsui & Co доли в 10 и 12,5% соответственно в «Сахалине-2». Японским Mitsui и Jogmec принадлежит 10% в проекте «Арктик СПГ – 2».

После перевода в российскую юрисдикцию оператором «Сахалина-2» стала компания «Сахалинская энергия». Долей в 50% в проекте владеет «Газпром», еще 22,5% – у японских компаний, а доля в 27,5% принадлежала британской Shell, которая объявила об уходе из России в 2022 г. Эту долю планирует выкупить «Новатэк», но пока он не получил одобрения правительства. В 2022 г. «Сахалин-2» произвел около 3,7 млн т нефти и около 11,5 млн т сжиженного природного газа (СПГ).

Бывший оператор «Сахалина-1» – американская ExxonMobil весной 2022 г. отозвала своих технических специалистов и фактически остановила добычу нефти и ее отгрузку. После перевода в российскую юрисдикцию оператором проекта стал «Сахалинморнефтегаз-шельф». «Роснефти» сейчас принадлежит 20% в проекте через «дочки» – «Сахалинморнефтегаз-шельф» и компанию «РН-Астра». Sodeco владеет 30%, индийская ONGC Videsh – 20%, еще 30% было у Exxon (после перевода оператора в российскую юрисдикцию эта доля осталась на балансе российской компании). По данным ЦДУ ТЭК, в 2021 г. добыча нефти и газового конденсата на проекте составила 11,3 млн т.

Завод «Новатэка» «Арктик СПГ – 2» сейчас находится в стадии строительства. В рамках проекта будет создано три линии по сжижению газа общей мощностью 19,8 млн т в год. Первая линия будет запущена в конце 2023 г. – начале 2024 г., вторая – в 2024 г., третья – в 2026 г. «Новатэку» принадлежит 60% в «Арктик СПГ – 2», а еще по 10% – у консорциума японских Mitsui и Jogmec, китайских CNPC и CNOOC и французской TotalEnergies.

По данным минфина Японии, в 2022 г. Токио нарастил импорт СПГ из России на 4,6% до 6,9 млн т. Доля российских поставок в общем объеме импорта СПГ при этом увеличилась на 0,7 п. п. и составила 9,5%.

Исключение российских нефтегазовых проектов из-под санкций Японии будет выгодно обеим сторонам, считает партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин. Для японской промышленности российское сырье наиболее привлекательно с точки зрения цены и небольшого логистического плеча.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что Япония получает СПГ с «Сахалина-2» по долгосрочному контракту, в котором заложена специальная формула ценообразования. Цена на СПГ по этому контракту сильно ниже рыночной, добавляет он. По оценке Юшкова, при цене на газ в $350 за 1000 куб. м в Азии Япония получает российский СПГ на 20–30% дешевле. Касаткин оценивает разницу рыночной цены на газ и цены контракта в 10–15%.

«Поэтому по мере ввода ограничений по отношению к российской энергетике со стороны G7 страна действовала очень осторожно и готова в любой момент ослабить санкционное давление», – отмечает Касаткин. К тому же промышленность Японии «подстроена» под физические характеристики нефти и газа, добываемого на Сахалине, что мешает замещению поставками из других стран.

Японское оборудование будет востребовано, особенно в таком высокотехнологичном производстве, как крупнотоннажные технологии по сжижению газа, а также разработки и добычи углеводородов на шельфе, добавляет Касаткин. При этом, отмечает аналитик, доля российской нефти в совокупном импорте Японии невелика, но достаточно существенна, поэтому быстро заместить ее не удастся. К тому же традиционные поставщики сырья в Японию – страны Персидского залива – сейчас замещают выпавшие российские объемы нефти и газа в Европе, поэтому у них могут быть сложности с наращиванием экспорта в Японию, уточняет он.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что решения Японии свидетельствуют о том, что Токио готов ослабить санкционное давление «для благополучного развития своей экономики». Юрист отмечает, что это перестраховка для стабильной работы проектов, в которые Япония уже инвестировала достаточно много средств. Позиция Японии по этому поводу, по словам юриста, была ясна уже исходя из того, что японские компании после усиления санкционного давления на РФ сохранили свои доли в проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Арктик СПГ – 2».