«ВСМПО-Ависма» вложит 21 млрд рублей в производство титановых деталей

Этот сегмент бизнеса становится актуальным на фоне антироссийских санкций
«ВСМПО-Ависма»

Крупнейший в мире производитель титана «ВСМПО-Ависма» инвестирует 21 млрд руб. в строительство завода по производству мелких титановых деталей для авиа- и судостроения, а также для медицины в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Титановая долина» в Свердловской области. Об этом корпорация сообщила 12 июля.

Соответствующее соглашение о намерениях подписали на полях промышленной выставки «Иннопром» директор «ВСМПО – Новые технологии» (дочернее предприятие корпорации) Виталий Волков и гендиректор ОЭЗ «Титановая долина» Андрей Антипов.

Строительство сортопрокатного комплекса в г. Верхняя Салда, где находятся основные производственные объекты «ВСМПО-Ависмы», начнется в 2023 г., его запуск запланирован на 2027 г. Новый завод увеличит мощности «ВСМПО-Ависмы» по производству титанового сортового проката более чем в 2 раза, поясняет компания. Текущий размер мощностей корпорация не раскрывает.

По данным «СПАРК-Интерфакса», основной акционер «ВСМПО-Ависмы» – заместитель председателя совета директоров компании Михаил Шелков (66,42%). Еще 25% принадлежит «Ростеху».

В сообщении корпорации говорится, что строительство завода позволит наладить серийное производство «новой титановой продукции малого диаметра с высоким качеством поверхности», что обеспечит замещение импорта иностранных изделий. В конце июня «ВСМПО-Ависма» уже открыла в Верхней Салде линию получистовой обработки титановых колец и дисков, инвестиции в проект составили 3,2 млрд руб.

По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, исходя из затрат на строительство нового завода речь идет о «довольно крупной» линии мощностью до 2000–3000 т продукции с высокой добавленной стоимостью. «Это меньше вероятных потерь на внешних рынках, но с учетом стоимости продукции может быть сопоставимо в денежном выражении», – отмечает эксперт.

В начале марта 2022 г. о приостановке закупки титана из России сообщил американский авиаконцерн Boeing. В начале декабря прошлого года глава подразделения европейского авиастроительного концерна Airbus по обороне и космосу Майкл Шольхорн заявил, что компания намерена отказаться от использования российского титана в течение нескольких месяцев («Ведомости» писали об этом 2 декабря). По данным «ВСМПО-Ависмы», до начала СВО на Украине корпорация обеспечивала 65% потребностей Airbus в титане, до 35% потребностей Boeing и 100% – бразильского авиастроительного конгломерата Embraer.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, ввиду того что крупнейшими клиентами «ВСМПО-Ависмы» были Boeing и Airbus, перед компанией сейчас стоит «острейшая проблема, связанная с изменением продуктовой номенклатуры и переориентацией на выпуск тех видов продукции, которые востребованы в России и по которым есть потенциал, связанный с импортозамещением».

Производственный план «ВСМПО-Ависмы» на 2020 г. был сокращен с 39 000 до 26 500 т товарной титановой продукции, план по полуфабрикатам (губчатому титану) – с 44 000 до 35 000 т. Итоговых данных за 2020–2021 гг. компания не публиковала. За первое полугодие 2021 г. компания реализовала около 11 000 т титановой продукции, что на 12% ниже показателей аналогичного периода 2020 г. и на 27% – допандемийного 2019 года, писал в январе 2022 г. «Коммерсантъ».

По словам источника, близкого к «ВСМПО-Ависме», производственный план на 2022 г. был выполнен полностью. «Сокращения производства не проводилось и не планируется», – подчеркивает он. В мае 2023 г. и. о. гендиректора корпорации Николай Мельников говорил «Интерфаксу», что «ВСМПО-Ависма» увеличивает объем выполняемых заказов внутри России, в частности, в самолетостроении и двигателестроении.

По мнению Гришунина, производство нового завода «ВСМПО-Ависмы» будет наиболее важно для авиаотрасли и сферы здравоохранения. «Большую часть титановых изделий Россия получала из-за рубежа, поставляя туда полуфабрикаты. Теперь эту добавленную стоимость, а главное – компетенции можно будет оставить в России», – отмечает эксперт. В текущих условиях многие детали самолетов приходится покупать у несертифицированных поставщиков, что представляет большие проблемы при сертификации лайнеров, говорит Гришунин. Собственная линия с полным контролем технологических циклов должна повысить безопасность эксплуатации воздушных судов, считает эксперт.

Объем выпуска продукции в сегментах судостроения и авиации в России динамично растет, так что титановая продукция в стране «очень востребована», отмечает Бурмистров. Мощности большинства российских судостроительных предприятий загружены до 2025 г. включительно и дальше, напоминает эксперт. Учитывая беспрецедентный уровень геополитической напряженности, растет и оборонный заказ, в том числе в авиастроении, добавляет Бурмистров. «Востребованность титановой продукции в России будет и дальше расти», – считает он.

По словам Бурмистрова, значительный потенциал импортозамещения титановой продукции существует в сегменте медицинских изделий и медицинской техники, так как ряд зарубежных компаний прекратили поставки в Россию. «Для российской медицины титановые протезы – это мечта многих поколений хирургов и воплощение мечты легендарного [Владислава] Тетюхина, основавшего центр титанового протезирования в Нижнем Тагиле», – отмечает Гришунин.

Порядка 75% проката «ВСМПО-Ависмы» традиционно приходилось на плоский прокат, указывает Гришунин. Исторически корпорация уделяла меньше внимания направлению сортового проката, поскольку конкурировать с западными производителями в этой нише было нерентабельно, говорит эксперт. «Сегодня стоит задача по обеспечению безопасности страны, поэтому данный сегмент наконец получит должное внимание», – заключает он.

Так как задача строительства завода имеет стратегическое значение для страны, источником средств с большой вероятностью выступят крупные российские госбанки, считает Гришунин. По мнению Бурмистрова, масштабные инвестиции требуют соответствующей господдержки, поэтому налоговые преференции, которые предоставляет ОЭЗ, являются адекватным решением. Гришунин из ключевых льгот упоминает отсутствие налога на прибыль на этапе развития и налога на имущество.