Производители электромобилей хотят делать зарядные станции

Потребность в таких поставках рынку сейчас не совсем очевидна
Максим Стулов / Ведомости

Основные производители легковых электромобилей в России – липецкий «Моторинвест» и «Москвич» – собираются выпускать и зарядные станции для них. К ним примкнет калининградский «Автотор», который планирует с 2024 г. наладить производство электронных блоков постоянного и переменного тока для зарядок других производителей.

О том, что «Моторинвест» планирует начать выпускать зарядные станции, «Ведомостям» рассказал управляющий партнер компании Андрей Резников. Он не привел подробности проекта, отметив лишь, что начало работ по нему запланировано на конец 2023 – начало 2024 г. На первом этапе это будет освоение выпуска зарядок стороннего изготовителя, добавил собеседник.

«Моторинвест» в сентябре 2022 г. начал собирать электрокары китайской Dongfeng под собственным брендом Evolute. Всего за первую половину 2023 г. в России поставили на учет 863 электромобиля липецкого производства. Помимо этого «Дунфэн мотор рус» (российская структура китайского автоконцерна) и «Моторинвест» подписали 11 июля на «Иннопроме» соглашение, по которому липецкая компания получила права на дистрибуцию и продвижение легковых машин Dongfeng на российском рынке, включая будущие новинки.

«Москвич» представил свои планы в части производства зарядных станций еще в начале года в закрытой презентации. Согласно документу, с которым ознакомились «Ведомости», всего компания собиралась сделать около 2000 электрозарядных станций (ЭЗС), 800 из которых – быстрые и 1200 – медленные. Мощность медленных станций, как правило, до 50 кВт, что позволяет зарядить средний электрокар на 40% не менее чем за два часа, а полная зарядка занимает 7–8 часов. Быстрые ЭЗС (от 50 кВт, в среднем 100–150 кВт) заряжают электромобиль на 80% за полчаса.

Точных сроков запуска проекта по зарядкам «Москвич» не указывает. Но, как следует из презентации, от разработки эскизной документации до ее корректировки по итогам испытаний опытных образцов пройдет 10 месяцев. Затраты на разработку компания оценила в 20 млн руб., на оборудование для производства станций – 42 млн руб. На начало года из 32 основных компонентов ЭЗС по 60% были определены локальные поставщики. Представитель «Москвича» комментировать презентацию отказался.

«Автотор» сами зарядные станции пока делать не будет, но с 2024 г. начнет изготавливать электронные блоки для них и поставлять конечным производителям ЭЗС, сказал «Ведомостям» представитель компании. Электромобили калининградский холдинг начнет выпускать в тестовом режиме в конце 2023 г., в 2024 г. планируется выход на промышленное производство, напомнил собеседник.

По данным сервиса 2Chargers, в России сейчас всего около 4500 электрозаправок, 779 из которых – быстрые. Установка быстрых ЭЗС субсидируется государством: компенсируется до 60% стоимости зарядки (т. е. до 1,86 млн руб.) и до 30% (до 900 000 руб.) – техприсоединения к электросети. По данным Минэкономразвития, в 2022 г. в России было установлено 439 быстрых и 783 медленные зарядки. План на 2023 г. – 659 и 2163 ЭЗС соответственно.

Представитель Минпромторга подтвердил планы «Автотора» начать производство блоков переменного и постоянного тока в I квартале 2024 г. Производственные мощности позволят компании выпускать 90 000 комплектов в год, отметил он. «Москвич» также заявил о своих планах по сборке и выпуску быстрых и медленных зарядных станций без собственного производства компонентов. Вместе с тем организация отмечает возможность изменения такого подхода с повышением уровня локализации. «Моторинвест» сообщил о планируемом старте производства быстрых и медленных локализованных и нелокализованных зарядных станций до конца 2023 г.», – добавил собеседник.

Он напомнил, что в 2022–2023 гг. пять российских компаний наладили производство быстрых зарядных станций, соответствующих требованиям к промышленной продукции, произведенной на территории России. Производственные возможности организаций на 2023 г. составляют около 3000 станций, пояснил представитель Минпромторга. «Развивающийся рынок зарядной инфраструктуры обусловлен свободной конкуренцией. Вместе с тем в центре внимания государственной промполитики находится локализация производства, в том числе оборудования зарядной инфраструктуры и электромобилей», – сказал он.

В комментариях Минэнерго «Ведомостям» указано, что совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития ведомство занимается развитием рынка электромобилей в России. Присутствие любых инвесторов, в том числе автоконцернов, положительно отразится на развитии зарядной инфраструктуры, это закладывает основу для дальнейшего развития рынка электротранспорта в целом, говорится в комментариях. «Ведомости» направили вопросы в Минэкономразвития.

Существенную роль в работе станции играет программное обеспечение (ПО) и своевременное обслуживание, которые будут важны для удаленно стоящих ЭЗС, а также софт для управления станцией и приложение для пользовательского сервиса, пояснил генеральный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов. «Практически все мировые концерны берут на аутсорсинг сложные софтовые разработки, поскольку разработка ПО чаще всего не является профильной для автопроизводителей. И такая практика подтверждает свою успешность», – отмечает он.

Зарядные станции – это сложный бизнес и, пока на рынке есть качественные российские продукты, не ясно, зачем нужны станции от автопроизводителей, говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. В отличие от электромобилей, которые собирают в стране из китайских машинокомплектов, зарядки у нас действительно российские, это подтверждается заключениями Минпромторга, подчеркивает она. По словам Гордеевой, государство и бизнес существенно вкладываются в производство зарядок, а компании, которые должны развивать выпуск электрокаров, собираются идти в непрофильный для себя бизнес, что выглядит странно.

В первую очередь необходимо понять, какие именно станции будут выпускать автоконцерны, говорит руководитель направления ЭЗС компании «Парус электро» Александр Нечаев. «Если они будут делать медленные зарядки для дополнительной комплектации собственных машин, наверное, это имеет смысл. Но заниматься быстрыми ЭЗС, которые для окупаемости нужно будет сделать публичными, не их бизнес», – рассуждает собеседник. Но в любом случае до полноценного выхода автоконцернов на рынок зарядки пройдет еще 2–3 года и пока говорить об их влиянии на него рано, полагает Нечаев.

ЭЗС еще долго будет не хватать и чем больше будет их производителей, тем лучше, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Часто вместе с электромобилем производитель продает бытовую зарядную станцию для него и это может стать хорошим каналом дистрибуции для автоконцернов, полагает аналитик. По данным «Автостата», в первом полугодии в России купили 4416 электромобилей – в 3,5 раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.