Спасателей для Севморпути предложили размещать на ледоколах и газовозах

Аварийно-спасательные суда не смогут работать зимой в Восточной Арктике
Сейчас на атомных ледоколах уже есть вертолетные площадки / Владимир Степанов / Ведомости

Строящиеся аварийно-спасательные суда (АСС) не смогут самостоятельно работать по назначению в восточной части Северного морского пути (СМП) в зимне-весенний сезон после открытия круглогодичной навигации по маршруту (она должна начаться уже с января 2024 г.). Об этом говорится в презентации консультационной компании «Гекон», с которой ознакомились «Ведомости».

По Правилам плавания в акватории СМП (утверждены постановлением правительства № 1487) при среднем и тяжелом типе ледовых условий АСС ледового класса Arc5 и Icebreaker6 не могут самостоятельно проводить операции в акватории, подтвердил «Ведомостям» автор презентации, член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, руководитель «Гекона» Михаил Григорьев. «Даже ожидаемый ледокол ледового класса Icebreaker7 при тяжелом типе ледовых условий потребует проводки более мощного ледокола», – подчеркивает эксперт.

Восточный сектор СМП – в первую очередь море Лаптевых и Восточно-Сибирское море – характеризуется сложными ледовыми условиями. По данным Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), в январе там от 30% однолетнего льда толщиной до 1,2 м и до 30% толщиной более 1,2 м, говорит Григорьев. В феврале – июне в восточной части СМП бывает однолетний лед толщиной более 1,2 м и от 30% старых льдов, добавляет он.

Представитель ААНИИ подтвердил, что АСС не могут самостоятельно работать в таких ледовых условиях. «В восточном районе СМП судам класса Arc5 разрешено работать в средних ледовых условиях при поддержке ледокола, класса Icebreaker6 – при поддержке ледокола в средних и тяжелых ледовых условиях», – сказал он.

По мнению Григорьева, возможное решение – размещать на зимне-весенний период аварийно-спасательные отряды «Морспасслужбы» на атомных ледоколах «Атомфлота» (ФГУП под управлением «Росатома»), которые осуществляют проводку судов на СМП.

АСС строятся по заказу «Морспасслужбы», которая находится в ведении Росморречфлота – федерального агентства при Минтрансе. Это ведомство отвечает за проведение аварийно-спасательных работ на море. Всего строится шесть АСС и один ледокол проекта IBSV02 ледового класса Icebreaker7, говорится в презентации «Гекона». Ледокол мощностью 18 МВт за 13,3 млрд руб. строит турецкая верфь Sefine Shipyard с конца 2021 г. Всего у «Морспасслужбы» 78 судов различного назначения.

В 2023 г. в Арктическом регионе, в том числе на СМП, дежурство несут восемь судов «Морспасслужбы», они дислоцируются в Мурманске, Певеке, Баренцевом и Карском морях, сказал представитель Росморречфлота. По его словам, сейчас строятся 16 АСС и буксирно-спасательных судов. Они планировались к сдаче в 2024 г., но к этому сроку будет завершено строительство только шести судов, отмечает собеседник. «Все построенные и принятые в эксплуатацию суда будут направлены для несения дежурства на трассах СМП. Еще 10 судов будут достроены в 2025–2026 гг.», – уточнил представитель агентства.

Всего у «Атомфлота» три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 81 500 л. с. («Арктика», «Сибирь» и «Урал»), два ледокола мощностью 75 000 л. с. («Ямал» и «50 лет Победы»), два ледокола мощностью около 50 000 л. с. («Таймыр» и «Вайгач»). Кроме этого два ледокола проекта 22220 («Якутия» и «Чукотка») строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, еще два («Камчатка» и «Сахалин») будут заложены в 2024 и 2025 гг.

Еще одной проблемой в обеспечении безопасной работы на СМП является наличие обширных районов, которые недосягаемы для вертолетов, базирующихся на материке, следует из презентации. Для ее решения в документе предлагается использовать вертолетные площадки ледоколов и ввести требование по оборудованию такими площадками строящиеся под круглогодичную работу на СМП грузовые крупнотоннажные суда. Но дооснастить вертолетными площадками уже построенные суда невозможно в силу их конструктивных особенностей, поясняет Григорьев.

Источник «Ведомостей», близкий к Росморречфлоту, говорит, что для оснащения грузовых судов вертолетными площадками потребуется их полное перепроектирование. Другой источник в одной из компаний судостроительной отрасли утверждает, что такое перепроектирование займет от трех до шести месяцев. «Маловероятно, что вертолетными площадками можно будет оборудовать танкеры и газовозы. Ледоколы рассчитаны на серьезные повреждения в случае падения вертолета, а вот суда с таким опасным горючим грузом – нет», – пояснил он.

Как развивают Севморпуть

Северный морской путь – перспективный транспортный коридор, круглогодичная навигация по которому позволит увеличить объемы экспорта сырьевых ресурсов в страны Восточной Азии и увеличить время северного завоза в районы Крайнего Севера. По плану развития СМП, утвержденному правительством в августе 2022 г., грузопоток по маршруту в 2024 г. должен составить 80 млн т, в 2030 г. – 150 млн т, в 2035 г. – 220 млн т. С 2018 г. инфраструктурным оператором СМП назначен «Росатом», в управлении которого находится атомный ледокольный флот. Вопросы нормативного регулирования, международной деятельности, контроля и надзора остаются в ведении Минтранса.

Грузовую базу на СМП формируют компании «Новатэк», «Газпром нефть» и «Норникель». В перспективе грузы по этому маршруту планировали возить «Роснефть», AEON Романа Троценко и KAZ Minerals. «Ведомости» направили запросы в эти компании, а также в «Росатом», дирекцию по развитию СМП, Минтранс, ОСК и «Ростех». В «Совкомфлоте» отказались от комментариев.

Представитель «Вертолетов России» напомнил, что с МЧС в 2021 г. был подписан контракт на поставку четырех арктических вертолетов Ми-8АМТШ-ВА, первые два переданы заказчику в конце 2022 г., оставшиеся арктические планируется поставить до конца текущего года. «Заключение новых контрактов будет зависеть от проектов развития СМП, детальный анализ этих программ определит прогнозную потребность в вертолетной технике», – отметил собеседник.

Директор по развитию профильного портала Portnews Надежда Малышева считает, что строительство новых АСС усиленного ледового класса, которые смогли бы самостоятельно работать в восточной части СМП, выглядит нецелесообразно. «Логичнее разместить аварийно-спасательные формирования на действующих атомных ледоколах «Атомфлота», – полагает она. По ее мнению, для компаний, которые много лет работают в условиях Крайнего Севера («Совкомфлот», «Новатэк»), инфраструктура СМП в целом готова к обеспечению круглогодичной навигации.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что с учетом повышения активности судоходства на СМП растет актуальность использования атомных ледоколов как носителей типовых контейнерных модулей с оборудованием для аварийно-спасательных работ и ликвидации разливов опасных грузов. «Фактически это безальтернативный вариант даже с учетом строящегося для «Морспасслужбы» флота ледового класса», – говорит эксперт.