«Яндекс.Маркет» начнет продавать товары из зарубежных магазинов

Маркетплейсу придется конкурировать с аналогичными проектами Ozon и Wildberries
Евгений Разумный / Ведомости

«Яндекс.Маркет» начал размещать у себя витрины зарубежных магазинов, рассказал «Ведомостям» представитель маркетплейса. Сейчас на площадке представлено всего несколько магазинов из Азии и стран ЕАЭС, но до конца года площадка планирует привлечь до 1000 продавцов из Китая, Турции, Южной Кореи и стран ЕАЭС, уточнил он.

На маркетплейсе, например, уже представлены товары из магазина Wise Mall, убедились «Ведомости». Как следует из описания магазина, это компания из Гонконга, ассортимент включает как технику и электронику, так и товары для дома, посуду и т. п. Стоимость гаджетов начинается примерно от 5000 руб., крупные бренды среди них не представлены.

По словам представителя «Яндекс.Маркета», в основном зарубежные магазины будут торговать электроникой, товарами для дома, автомобилями, товарами для красоты и здоровья, а также одеждой, обувью и аксессуарами. Со своей стороны «Яндекс.Маркет» будет контролировать наличие сертификатов качества и подтверждения их оригинальности, продолжил он. Если продавец нарушит правила площадки, его товары скроют с витрины. Но заблокируют ли в этом случае сам магазин, представитель маркетплейса не ответил. «Такие случаи мы разбираем всегда индивидуально», – пояснил он.

Доставку до России будут осуществлять логистические партнеры «Яндекс.Маркета», которые будут консолидировать заказы. Но примеров конкретных компаний-партнеров представитель маркетплейсов не привел. Строить собственные склады в других странах «Яндекс.Маркет» не будет, добавил он. В целом компания пока не планирует существенных инвестиций в проект, но оставляет за собой возможность вернуться к этому вопросу, если будет большой поток заказов, отметил представитель компании.

Что касается взаиморасчетов между платформой и магазином, представитель «Яндекс.Маркета» уточнил, что будет переводить зарубежному партнеру заработанные им средства раз в месяц в валюте страны продавца за вычетом тарифов на размещение товара на платформе, а также на логистику и хранение товаров. Но объем этих удержаний представитель компании не раскрыл. Аналогичный порядок сейчас действует и в отношении российских продавцов, добавил собеседник.

Другие российские маркетплейсы уже давно пробуют привлекать зарубежных селлеров, отмечает партнер Cross Insights Борис Овчинников. Он считает этот подход логичным в свете большой аудитории у крупнейших игроков – Ozon, Wildberries и «Алиэкспресса», – которую не может удовлетворить ассортимент только российских селлеров. Сам же «Яндекс.Маркет» в прошлом уже предлагал на своей платформе товары из Китая, добавил Овчинников. Как уточнил представитель «Яндекс.Маркета», такой проект действительно функционирует, но в нем платформа самостоятельно выкупает товары в Китае и предлагает их к продаже в России.

В то же время долю зарубежных продаж на крупнейших отечественных платформах Овчинников называет «незначительной». Это подтверждает и представитель Wildberries. «На сегодняшний день подавляющее большинство продаж осуществляют продавцы из России», – отметил он. По его словам, платформа сотрудничает с продавцами из ЕАЭС – Киргизии, Армении, Белоруссии, Казахстана, а также из Узбекистана. С продавцами из Китая Wildberries не работает, продолжил представитель Wildberries: маркетплейс запускал такой проект несколько лет назад, но после непродолжительного времени работы в тестовом режиме закрыл его, так как покупателям не нравились сроки доставки.

Ozon развивает международное направление с конца 2021 г., отметил представитель компании. Для этого у него функционируют представительства в Турции и Китае, а также в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. «Сейчас на Ozon торгует более 30 000 зарубежных продавцов из ключевых стран присутствия компании, а их ассортимент превышает 18 млн товарных единиц», – отметил представитель Ozon.

По оценке Cross Insights, совокупная доля Ozon и Wildberries в середине 2022 г. впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 68%. Доля маркетплейса «Яндекса» в исследовании не была отражена. Если на Wildberries год назад было 840 000 активных продавцов, на Ozon – 120 000, то на «Яндекс.Маркете» – 48 000.

В этой ситуации перетянуть аудиторию Ozon и Wildberries на трансграничные продажи на «Яндекс.Маркете» будет сложно, считает Овчинников, так как «Яндекс» не предлагает чего-то уникального. Но увеличить, пусть и незначительно, за счет этого лояльность и частоту покупок существующей аудитории «Яндекс.Маркет» может, говорит он.

Направление трансграничной торговли сейчас активно растет у Ozon, а до этого росло у «Алиэкспресса» и «Яндекс.Маркет» сейчас фактически повторяет стратегии этих игроков, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, вполне резонно, что в борьбе за уникальный ассортимент российские маркетплейсы будут развивать сотрудничество с зарубежными компаниями, тем более что российский рынок выглядит перспективно для фирм из Китая, Турции, ЕАЭС.

В ближайшее время конкуренция на рынке трансграничных продаж будет увеличиваться, так как параллельный импорт все же ограничивает ассортимент: по альтернативным каналам ввозятся только самые топовые позиции и расширять ассортимент эффективнее через интеграцию трансграничных продаж в свою площадку, говорит Бурмистров.

До конца 2024 г. доля трансграничных продаж «Яндекс.Маркета» может вырасти до 5% оборота, считает эксперт. Согласно отчетности «Яндекса» за 2022 г., товарооборот сегмента e-commerce «Яндекса» («Яндекс.Маркет», «Яндекс.Еда» и Delivery Club, а также «Яндекс.Лавка» в России) составил 308 млрд руб.

Но основной вопрос заключается в логистике, считает Лео Шевченко, основатель школы «Меркатус», обучающей работе на маркетплейсах, пока доставка зарубежных товаров все еще остается дорогой и длительной. «Опыт продавцов из Китая на Ozon говорит о том, что спрос на данную продукцию низкий. Это объясняется тем, что на рынке e-commerce для покупателя важным является сервис, который в первую очередь заключается в скорости доставки. Покупатели в среднем готовы ждать 1–2 дня, в редких случаях – до недели, но только небольшой процент покупателей устроит доставка за три недели даже при низкой цене товара», – резюмировал он.

Рынок трансграничной интернет-торговли несмотря на все сложности с логистикой остаётся довольно большим, составляя «миллиарды долларов», говорит Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce. «Основной вопрос тут заключается не только в покупателях и поставщиках, а в том, удастся ли "Яндекс Маркету" выстроить рабочие и надежные логистические цепочки для этого канала. Соединить в трансграничном e-commerce покупателей, селлеров, логистику, цены и интерфейс, платежи и возвратные операции — это как сыграть музыку из семи нот. Ноты знают все, а хорошая музыка получается у единиц», – обращает внимание Кретов.