Намерение «Почты России» собирать с маркетплейсов инфраструктурный платеж наткнулось на критику

Против выступает Минпромторг, а Минэкономразвития высказалось за дополнительное обсуждение идеи
Евгений Разумный / Ведомости

Минэкономразвития заявило о необходимости дополнительной проработки идеи «Почты России» о взимании инфраструктурного платежа с маркетплейсов в пользу госкомпании. Ведомство считает, что инициатива требует обсуждения с представителями федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), экспертным и бизнес-сообществом. Об этом говорится в письме Минэка (есть в распоряжении «Ведомостей»), которое было направлено в Минцифры в июне 2023 г. за подписью замминистра Максима Колесникова.

Представитель Минэка не предоставил комментарии по письму к моменту сдачи материала.

Речь идет о предложении «Почты России» обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд руб., уплачивать почтовому оператору инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. Инициатива была предложена «Почтой России» Минцифры в мае 2023 г.

Переписка ведомств и депутатов

Ранее, в середине марта, министр цифрового развития Максут Шадаев заявил о необходимости предусмотреть предоставление «Почте России» компенсаций за оказание социально значимых услуг почтовой связи в сельской местности, где в основном эта деятельность убыточна. По его словам, «Почта России» вынуждена во многих случаях обеспечивать содержание убыточных отделений и гарантировать единый стандарт и качество оказания услуг. Государственное субсидирование «Почты России» было отменено в 2014 г.

По данным аналитиков Data Insight, в 2022 г. объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос на 38% и составил 5,7 трлн руб., или 2,8 млрд заказов. Из этого на универсальные маркетплейсы с оборотом свыше 30 млрд руб. в год пришлось 2,7 трлн руб. «На декабрь 2022 г. это Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет», «AliExpress Россия» и «Сбермегамаркет», – указано в исследовании Data Insight. В июне 2022 г. совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов – Wildberries и Ozon впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре того же года была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год: она составила 75%.

В начале лета критический отзыв на идею «Почты» депутаты думской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов (руководитель фракции), Валерий Гартунг и Дмитрий Гусев направили премьеру Михаилу Мишустину. Они предупреждали о возникновении негативных эффектов для торгово-экономических процессов в государстве при введении такого платежа.

Затем в аппарат правительства и в Госдуму отправил свою позицию Минпромторг. Как указано в письме, подписанном статс-секретарем, замминистра промышленности и торговли Виктором Евтуховым, министерство соглашается с позицией депутатов и не поддерживает инициативу «Почты» (копия документа есть у «Ведомостей»), «Ведомости» направили запрос в Минпромторг.

Убытки на селе

Но взамен платежа с оборота маркетплейсов оператор готов доставлять их заказы в отдаленные районы, где у него развита инфраструктура, следует из письма госкомпании в Минцифры («Ведомости» ознакомились с копией). Как отмечается в письме, маркетплейсы сейчас по закону не обязаны осуществлять свою деятельность на всей территории страны. В итоге «потребители, проживающие в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах» часто не могут заказать товар через интернет с доставкой по месту жительства, пишет «Почта».

Оператор в письме подтверждает убыток на содержание инфраструктуры в удаленных районах до 29 млрд руб. в год, но напоминает, что эта сеть «несжимаема в силу требований законодательства». Целевой эффект от инфраструктурного платежа «Почта» оценила в 23 млрд руб. в год «при включении в реестр плательщиков инфраструктурного платежа топ-30 компаний интернет-торговли».

Общий совокупный убыток «Почты России» за 2022 г. по МСФО составил 30,4 млрд руб. В 2021 г. компания получила 2,3 млрд руб. прибыли.

«Введение инфраструктурного платежа позволит обеспечить равный доступ всех жителей страны к широкому ассортименту товаров, представленных на электронных торговых площадках, – заявил представитель «Почты России». – Мы продолжаем обсуждать законопроект об инфраструктурном платеже с ФОИВами».

Минцифры поддержало проведение дополнительного обсуждения, следует из письма ведомства, направленного в ответ на негативный отзыв депутатов. Получение письма «Ведомостям» подтвердил представитель депутата Гусева. «Минцифры направило соответствующее письмо в правительство и получило поручение проработать эту инициативу с заинтересованными ведомствами», – сообщил «Ведомостям» представитель министерства.

«Данный вопрос целесообразно адресовать в профильное Минцифры», – ответил «Ведомостям» представитель Минфина на вопрос об инициативе «Почты». В пресс-службе правительства не ответили на запрос «Ведомостей».

Маркетплейс – дело городское

«Мы не используем инфраструктуру «Почты России», но изучаем возможные способы взаимодействия с компанией. В частности, сейчас тестируем выдачу заказов в пяти отделениях», – отметил представитель Wildberries. По его словам, если тест пройдет удачно, то проект будет масштабирован. Как рассчитывают в маркетплейсе, это «в будущем будет способствовать росту доходов «Почты России» за счет взаимовыгодного коммерческого сотрудничества с Wildberries», добавил собеседник.

Представитель Ozon отказался от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в «Яндекс маркет».

В целом маркетплейсы категорически не согласны с позицией «Почты России», следует из письма Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, входят Ozon, Wildberries, «Яндекс маркет» и др.), направленного Сергею Миронову. Представитель АКИТ подтвердил «Ведомостям» подлинность письма. Хотя у большинства компаний интернет-торговли подключена доставка через «Почту России», такой вариант получения заказа выбирает минимальное количество клиентов, на него приходится менее 1% заказов, сообщил «Ведомостям» президент АКИТ Артем Соколов.

Выжить без международной торговли

Инициатива с инфраструктурным платежом – это вопрос мер поддержки «Почты России» как государственной организации, гарантирующей непрерывность почтового сообщения на всей территории страны, объяснил глава комитета по информационной политике Госдумы Александр Хинштейн («Единая Россия»). «Маркетплейс, как и любой другой участник рынка, работает с позиции прибыли, – рассуждает он. – С «Почтой» история другая. Это федеральная сеть, включающая более 30 000 отделений по всей стране, в том числе в сельской и труднодоступной местности, с численностью персонала более 300 000 человек. Теперь вопрос: как нам сохранить эту сеть при существующих сегодня экономических вызовах и при том, что международная электронная торговля, на которую возлагались большие надежды, по сути, остановлена?»

История с маркетплейсами – это один из способов найти такие дополнительные решения, считает депутат. «Но она находится в стадии обсуждения, и говорить сейчас о том, что есть закон, который введет какой-то сбор, преждевременно», – уточнил Хинштейн.

Маркетплейсы развивают партнерство с «Почтой России» с точки зрения улучшения своего сервиса, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но если говорить об основных зонах доставки – крупных и средних городах, то там Wildberries, Ozon и «Яндекс маркет» используют свою инфраструктуру, говорит он.

Бурмистров оценивает финансовое положение «Почты» как «крайне непростое». «Наибольшим риском сейчас является то, что компания стремительно теряет кадры, поскольку не может платить конкурентоспособную зарплату и создавать дополнительные финансовые возможности, чтобы сотрудники зарабатывали», – считает эксперт.

Ранее «Почта России» активно пыталась развивать направления продаж продовольственных и сопутствующих товаров, в также модель выдачи заказов в отделениях, напомнил он. «Эти направления функционируют и сейчас, но время для их развития упущено: это следовало делать 5–7 лет назад», – считает Бурмистров. Также «Почта России» «сильно потеряла» в доходах из-за сокращения трансграничного бизнеса в условиях санкций и проблем с логистикой товаров, добавил он.

В то же время строительство собственной инфраструктуры крупными маркетплейсами – это мировой тренд, рассуждает Бурмистров. «По количеству пунктов выдачи заказов, распределительных и сортировочных центров и Ozon, и Wildberries опережают «Почту России» в крупных городах. Преимущество у «Почты» есть только в сельской местности и отдаленных районах. Поэтому если мы говорим про использование инфраструктуры «Почты» для доставки заказов маркетплейсов, то оно постоянно снижается и будет продолжать снижаться», – резюмировал эксперт.