Минфин предложил изменить экспортную пошлину на удобрения

Новые меры будут стоить компаниям 8–12% EBITDA, подсчитали аналитики
В Минфине уверены, что новые меры не приведут к изменениям инвестпрограмм компаний и не окажут негативного влияния на долгосрочное развитие отрасли/ Ведомости

Министерство финансов РФ предложило скорректировать экспортную пошлину на все виды удобрений и продлить срок ее действия на год. Это следует из проекта постановления правительства, опубликованного ведомством 3 августа на regulation.gov.ru.

С 1 сентября этого года и до конца 2024 г. предлагается ввести единую ставку пошлины на вывоз удобрений за пределы ЕАЭС в размере 8% от таможенной стоимости продукции. В начале 2023 г. на экспорт удобрений из России была введена пошлина в размере 23,5% от разницы между таможенной стоимостью и $450. Если таможенная стоимость 1 т не превышала $450, пошлина не взималась. Этот механизм, который вводился как средство изъятия «сверхдоходов» отрасли, действует до конца текущего года.

Власти хотят отменить введенную на этот год экспортную пошлину на удобрения и собрать запланированную сумму с помощью другого механизма либо принципиально ее скорректировать, рассказывали ранее «Ведомостям» близкий к правительству источник и собеседник, близкий к участнику отрасли («Ведомости» писали об этом 13 июня). Как пояснял близкий к правительству источник, поступления в бюджет оказались несопоставимыми с теми суммами, которые планировалось собрать, даже с учетом снижения цен на удобрения на мировом рынке в этом году.

Расчетная сумма поступлений в бюджет от пошлины в 2023 г. составляла порядка 119 млрд руб. за год, ‎говорится в пояснительной записке к новому проекту постановления. Но «на фоне изменения ценовой конъюнктуры на мировых рынках удобрений и особенностей сбытовой политики производителей удобрений» сумма поступлений за январь – июнь 2023 г., по оценке Минфина, составила лишь 6 млрд руб.

Через новый механизм Минфин рассчитывает собрать за все время его действия 87 млрд руб., говорится в финансово-экономическом обосновании к проекту постановления. По расчетам ведомства, для основных производителей удобрений сумма изъятия в среднем составит порядка 10% от операционной прибыли, или 15% от свободного денежного потока (FCF) за 2022 г.

В Минфине уверены, что новые меры не приведут к изменениям инвестпрограмм компаний и не окажут негативного влияния на долгосрочное развитие отрасли, подчеркивается в пояснительной записке. Несмотря на снижение цен на удобрения в 2023 г., отрасль сохраняет «достаточную операционную рентабельность», позволяющую производителям выполнять свои планы в рамках утвержденных инвестпрограмм, отмечается в документе. По данным ведомства, рентабельность по операционной прибыли у российских производителей удобрений в I квартале 2023 г. составила от 48 до 59% против 48–75% в аналогичном периоде прошлого года.

«Ведомости» направили запросы в Российскую ассоциацию производителей удобрений (РАПУ), а также крупнейшим производителям – «Фосагро», «Уралхиму», «Еврохиму» и «Акрону».

В условиях дефицита госбюджета Минфин ищет эффективные источники его пополнения и в первую очередь обращает внимание на прибыльные сферы с хорошей рентабельностью, говорит аналитик «Финама» Алексей Калачев. «В этот раз расчеты могут оправдаться, поскольку цены на удобрения, кажется, нащупали дно, ниже которого не готовы падать», – считает эксперт. Когда цены в прошлом году долетали до $800/т и выше, то естественно, что у государства возник соблазн изъять часть сверхдоходов, отмечает Калачев. Но экстремально высокие экспортные цены продержались недолго, напоминает он.

Изначальный механизм пошлин имел слабые места в части уровня порога (достаточно высокого в сравнении с историческими значениями цен) и не принимал во внимание различие цен на разные виды удобрений, отмечает руководитель отдела аналитики ресурсных секторов «Ренессанс капитала» Борис Синицын.

По словам старшего аналитика инвестбанка «Синара» Дмитрия Смолина, действующий механизм не работал, так как цены на калийные и азотные удобрения уже в начале 2023 г. опустились ниже цены отсечения в $450/т. В результате их производители фактически не платили пошлину, это в основном приходилось делать крупнейшему производителю фосфорных удобрений «Фосагро», отмечает эксперт. А ближе к середине года и цены на фосфорные удобрения опустились к уровню в $450/т, добавляет он. По его словам, новый механизм поможет Минфину собрать всю сумму, которая была запланирована в бюджете на этот и следующий год от производителей удобрений.

Калачев уточняет, что цены на карбамид (азотные удобрения) пересекли рубеж в $450/т уже в январе 2023 г., на аммиачную селитру – в феврале, а на настоящий момент оба продукта уже стоят ниже $300/т. Цены на хлористый калий упали ниже цены отсечения в $450/т в апреле, цены на диаммонийфосфат (DAP) опустились ниже этого уровня в июне. По словам Смолина, в настоящее время цены на карбамид составляют $345/т, хлористый калий – $305/т, DAP/MAP (моноаммонийфосфат) – $450/т.

По оценкам «Финама», в среднем новая пошлина может обойтись российским производителям удобрений примерно в 5–6% выручки, в 8–12% EBITDA, около 15% FCF и до 30% чистой прибыли. «Конечно, это очень приблизительные, но достаточно серьезные цифры, которые отразятся на рентабельности, сократят прибыль акционеров и снизят инвестиционные возможности компаний», – прогнозирует Калачев.

По расчетам «Ренессанс капитала», новая пошлина снизит EBITDA крупных публичных компаний сектора – «Фосагро» и «Акрона» – на 10% в 2024 г. при текущих ценах на удобрения и курсе рубля. По расчетам «Синары», для «Фосагро» общая сумма пошлин при новом механизме может составить около 30–35 млрд руб. – это около 10% от ожидаемой суммарной EBITDA за 2023–2024 гг. и около 15–20% от FCF за этот же период.

По производителям сложных удобрений единая пошлина в 8% «должна ударить сильнее», отмечает Калачев. В итоге станет выгоднее продавать сырье, чем конечный продукт, ожидает эксперт. «Но не думаю, что это радикально перестроит отрасль, – рассуждает аналитик. – Останавливать производство сложных продуктов – это тоже затратно и ведет к потере рынков. Вряд ли производители на это пойдут, тем более что запас рентабельности у них все же есть, а вводимая мера заявлена как временная – только до конца 2024 г.».

«На наш взгляд, было бы справедливее со стороны Минфина ввести отдельные ставки пошлины для экспорта простых и сложных удобрений, – сказал «Ведомостям» президент Российского союза химиков Виктор Иванов. – В случае калийных (продукция первого передела) и азотных удобрений (используется природный газ, приобретаемый по фиксированной государством цене) себестоимость производства гораздо ниже, чем у сложных удобрений с их большим количеством переделов и разнообразием сырьевых потоков. Поэтому выше и экспортная цена сложных удобрений. Так что было бы логично ввести для них более низкую ставку».

Удобрения – достаточно волатильный сырьевой товар, поэтому текущий механизм предпочтительней для компаний, так как в случае резкого падения цен пошлина обнулялась, говорит Синицын. Новый же механизм может быть выгоден компаниям по сравнению с текущим только в случае резкого роста цен – например, свыше $820/т по фосфатным и $650/т по азотным (карбамиду) удобрениям, рассуждает он.